Во времена социализма «квартирную» очередь формировали из нуждающихся. Причем «нуждаемость» определялась исходя из социальных норм: каждому человеку полагалось определенное количества метров и ни на дюйм меньше. Ну и, конечно, претендовать на жилплощадь могли безквартирные граждане. Теперь все иначе: согласно жилищному кодексу, вступившему в силу весной этого года, «советская» очередь из нуждающихся (в Воронежской области это порядка 50 тысяч человек) «заморожена», т.е. ее нельзя ни «чистить», ни увеличивать. Предполагается, что в обозримом будущем всем нуждающимся (хотя некоторые из них, наверняка, уже перестали быть нуждающимися) предоставят-таки квартиры.
Что же касается новых потенциальных очередников, то для получения бесплатной квартиры от муниципалитета одной «нуждаемости» уже недостаточно – человек может стать новоселом только в том случае, если будет признан малоимущим. Согласно законодательству, порядок признания граждан малоимущими определяет субъект Федерации. По словам председателя комитета по строительному комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Лукина, задача разработчиков законопроекта заключалась в том, чтобы, во-первых, свести до минимума бюрократические препоны. Во-вторых, – создать эффективный фильтр. Дабы тем, кто не относится к категории малоимущих, и в голову не пришло «прибедняться»: «многоимущие» не должны даже сомневаться в том, что обман будет раскрыт. Надо сказать, что при определении «малоимущности» будет учитываться не только доход граждан, но и имущество, которым они владеют. Иначе может получиться ситуация, когда человек, декларирующий зарплату в тысячу рублей, является счастливым обладателем трех квартир. Впрочем, для претендентов на бесплатное жилье законодатели сделали некоторые послабления: при определении «малоимущности» не будут учитываться отечественные автомобили со сроком выпуска более 10 лет, а также садово-огородные земельные участки до шести соток (в том случае, если участок у семьи один). Не будет учитываться и доход получаемый в виде государственной социальной помощи.
Надо сказать, что нынешний законопроект только закладывает фундамент под строительство новой системы бесплатного выделения муниципального жилья. Дальше дело за муниципалитетами, которые, согласно жилищному кодексу, должны определить порог «малоимущности». О том, каков он будет – пока можно только догадываться. Однако, очевидно, что при выведении «формулы» малоимущественного состояния будет учитываться много факторов: прожиточный минимум, средний доход населения, экономическая ситуация как в регионе, так и в конкретном муниципальном образовании.
Когда вся нормативно-законодательная база будет подготовлена, органам местного самоуправления придется решать главную проблему – с собственно бесплатным жильем. Его либо придется строить на средства муниципальных бюджетов, либо на те же казенные деньги покупать квартиры у строительных фирм. Надо сказать, что последние несколько лет «старая» очередь нуждающихся в жилье практически не двигалась, и вряд ли в ближайшее время ситуация коренным образом изменится.
Кстати, квадратные метры, предоставленные малоимущим по договору социального найма, нельзя будет ни продать, ни подарить, ни приватизировать.
Нынешний законопроект закладывает фундамент под строительство новой системы бесплатного выделения жилья