Автошколы, чьи выпускники допустили ДТП, будут штрафоваться

На заседании президиума Госсовета Российской Федерации проблему безопасности дорожного движения рассмотрели пристально и конкретно. Президент России Владимир Путин поручил решить ее совместно ряду министерств, ведомств и руководителям регионов. А главным координатором назначил МВД.

Какие антиаварийные меры предложит милиция? Пока они в проекте. Корреспонденту "РГ" дали в МВД первые подробности будущих нововведений - базовые изменения в системе безопасности и штрафов на дорогах. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев предложил программу борьбы с дорожным "беспределом" из девяти пунктов.

Во-первых, резко повысить ответственность органов исполнительной власти и местного самоуправления за состояние дорог.

Во-вторых, ужесточить законодательство - строже спрашивать с водителей-нарушителей. Министр предложил создать федеральное электронное досье, где учтут все нарушения. И "рецидивистов" накажут более сурово. Предполагается, что штрафы за аварийное поведение на дорогах увеличатся многократно. По некоторым сведениям, они могут возрасти как минимум в восемь раз. Также резко повысится ответственность за вождение под градусом и другое опасное поведение за рулем.

В-третьих, внедрить современные средства автоматической фиксации правонарушений, технического начисления штрафа и его взыскания. Таким образом, будет снята проблема коррупции, внедрен в жизнь принцип неотвратимости наказания, а каждый участник движения окажется под контролем. Железяке ведь взятку не дашь!

В-четвертых, наказывать станут не только нарушителя за рулем, но и владельца транспортного средства. Не доверяй лихачам свою машину.

В-пятых, надо развернуть самую широкую агитацию и пропаганду правильного поведения на дорогах в СМИ. Людей необходимо воспитывать.

В-шестых, по-новому следует организовать обучение водителей. Автошколы, чьи выпускники допустили ДТП, будут штрафоваться, а условия приема экзаменов станут жестче.

В-седьмых, особую заботу требуют дети. В школах предложено повысить количество уроков по изучению правил дорожного движения, а в регионах - принять законы о введении обязательных нормативов по обеспечению безопасности всех детских учреждений - размещению на дорогах "лежащих полицейских", знаков ограничения скорости и т.д.

В-восьмых, необходимо кардинально улучшить организацию экстренной медицинской помощи при ДТП. Уже создается единая информационная система связи милиции со спасателями, медиками, аварийно-дорожными службами и транспортниками. Легкие вертолеты доставят в пробки мобильные группы ГАИ, спасателей и медиков, эвакуируют раненых.

И в-девятых, местные власти и дорожно-строительные компании обязаны всерьез озаботиться безопасностью пешеходов - больше проектировать и строить подземные и надземные переходы, в опасных местах устанавливать пешеходные ограждения. По статистике каждое четвертое ДТП - наезд на пешехода.

К каким же выводам пришла рабочая группа президиума Государственного совета?

Как рассказал "Российской газете" начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов, система государственного управления работает крайне неэффективно, ее деятельность не нацелена на конечный результат. Явно выражен "местечковый" подход к решению задач по предупреждению аварийности. Ряд функций - например, планирование, учет, анализ, контрольно-надзорная деятельность - осуществляется органами исполнительной власти разной ведомственной принадлежности, узкая специализация которых порождает противоречия и несогласованность и в конечном итоге снижает эффективность их действий. И никогда нельзя определить, кто из властей, почему и насколько виноват. Кроме того, нет согласия, сколько надо тратить денег на дорожную безопасность и как эти расходы контролировать. Аварийность на дорогах, считает главный инспектор страны, является одной из острейших социально-экономических и демографических проблем, которая представляет угрозу безопасности на государственном уровне.

Сравнительный анализ показал, что страны с высоким и средним уровнем "автомобилизации" имеют показатели аварийности в несколько раз ниже, чем Россия. Число пострадавших за рубежом из расчета на 10 тысяч автомобилей в 4-8 раз ниже, чем в России. Число погибших на 100 тысяч населения ниже в 1,5-3 раза. Только в нашей стране отмечается увеличение числа пострадавших в ДТП и только у нас темпы увеличения количества погибших и раненых опережают темпы прироста транспортных средств.

Предложения, разработанные министерством внутренних дел, легли в основу федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". Программа будет принята в конце этого года.