- Церен Валериевич, для чего потребовалось ввести в новый закон о госзакупках требование публиковать всю информацию о конкурсах в сети Интернет?
- На это есть несколько причин. Первая - необходимость создания единого информационного, а фактически экономического пространства госзакупок в стране. Сейчас предприниматель из одного субъекта Федерации или не может получить вовсе или должен затратить массу усилий, чтобы получить информацию о том, какие конкурсы проходят в соседних регионах. Мы хотим устранить подобные информационные границы между регионами, тем самым создав более конкурентную среду в этой сфере и предоставив отечественному бизнесу дополнительные возможности для развития.
Вторая - повышение эффективности госзакупок, предотвращение таких казусов, когда два департамента одного ведомства закупают одну и ту же номенклатуру продукции с разницей в цене 50-80 процентов!
Должна быть создана система мониторинга цен, что невозможно осуществить в отсутствие единого информационного ресурса по госзакупкам.
Еще одна причина - обеспечение прозрачности закупочных процедур. Закупка продукции и услуг для государственных нужд производится за счет бюджета, т.е. фактически из кармана налогоплательщиков. Граждане должны знать, на что идут их деньги, иметь возможность проконтролировать, насколько эффективно государство управляет бюджетными средствами.
Принимая во внимание тот факт, что доля государственных закупок составляет порядка 4 процентов ВВП страны, а государство является одним из крупнейших покупателей, публикация информации по проводимым конкурсам в открытом доступе - это вполне оправданный и логичный шаг. В "бумажном" государстве это было довольно сложно реализовать, но в государстве "электронном" открытость и прозрачность закупочных процедур, а также всего госуправления современные информационно-коммуникационные технологии могут обеспечить наиболее качественно, полно и оперативно.
- Вы сказали "единый информационный ресурс". Что имеется в виду?
- Сейчас ситуация такова, что единого источника информации по госзакупкам в сети Интернет не существует. Некоторые ведомства на своих веб-представительствах публикуют информацию о проводимых ими конкурсах, кое-кто собирает заявки в электронном виде. В ряде субъектов Федерации действуют электронные торговые площадки, даже проводятся торги. Однако информации недостаточно, форматы ее предоставления настолько разные, что не позволяют обмениваться ею с другими торговыми площадками, нет единых стандартов публикации, не проработаны административные регламенты раскрытия информации о госзакупках. Кроме того, многие регионы вообще не имеют никаких информационных систем по госзакупкам.
- То есть часть регионов не только не сможет выполнить требования нового закона, но и фактически выпадает из единого информационного пространства?
- Вот чтобы этого не произошло, для них, а также для всех заинтересованных ведомств по заказу Минэкономразвития России в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" было разработано программное обеспечение, которое позволяет полно, оперативно и достоверно публиковать, т.е. раскрывать информацию о проводимых государственных закупках. Речь идет о Портале госзакупок, на котором с 2004 года публикуется информация о конкурсах министерства. Программное обеспечение, которое реализует функции портала, мы готовы передать всем заинтересованным органам государственной власти на безвозмездной основе.
- А если в регионе уже разработано или разрабатывается собственное решение?
- Это очень хорошо, если регионы развивают собственные системы электронных торгов. Неважно, на каких платформах строятся решения, какие технологии используются, тем более неважно, какой выбирается поставщик. Программное обеспечение, техника могут быть совершенно любые. Главное, чтобы они отвечали общим требованиям и принципам: не создавали зависимость госзаказчика от единственного поставщика, были технологически нейтральными, экономичными и предусматривали возможности доработки систем в соответствии с требованиями, устанавливаемыми правительством РФ.
Уже в этом году мы планируем наладить информационный обмен с регионами. На прошлой неделе мы уже подписали соглашения и передали программное обеспечение и права на его использование первой группе регионов: Кировской, Нижегородской, Мурманской, Псковской, Курганской, Читинской областям, Республикам Бурятия и Калмыкия.
- А что говорят сами регионы? Насколько они готовы к внедрению предлагаемого министерством решения?
- С регионами мы очень долго и плотно работали в этом направлении. Еще весной мы предложили следующие варианты: или создать региональный Портал госзакупок, или передавать в министерство сведения о проводимых конкурсах из собственных информационных систем, или публиковать на федеральном Портале сведения о проводимых в регионе конкурсах посредством удаленного доступа через Интернет.
На сегодняшний день со многими регионами подписаны соответствующие соглашения, и мы видим, что местные власти серьезно подошли к проблеме, параллельно с созданием необходимой инфраструктуры совершенствуя свое законодательство. Например, Мурманская область разрабатывает собственный закон о создании единого информационного пространства госзакупок в регионе.
- А как будет решена проблема обмена информацией с уже существующими в регионах и ведомствах собственными системами электронных госзакупок?
- В ходе наших проектов по созданию электронной системы государственных закупок разрабатывались не только конкретные решения, но и проекты стандартов взаимодействия различных информационных систем в этой области. Такие общепринятые стандарты помогут регионам настроить собственные информационные системы, наладив обмен информацией с порталом госзакупок минэкономразвития, и таким образом внести существенный вклад в создание единого информационного пространства госзакупок в стране.
- А кто принимает эти стандарты? Не окажется ли так, что они де-факто будут предписывать регионам внедрять конкретные информационные решения, косвенно рекомендовать определенных поставщиков и т.д.?
- Совсем наоборот. Механизм разработки и принятия стандартов устроен таким образом, что подобные угрозы максимально снижаются. Все заинтересованные участники рынка имеют возможность свободно и открыто принимать участие в публичном обсуждении проектов стандартов, которое сейчас проходит на площадке Института архитектуры электронного государства Академии народного хозяйства при правительстве РФ, и тем самым влиять на их содержание и дальнейший жизненный цикл. Только после обязательной процедуры публичного обсуждения стандарты будут приниматься в установленном порядке, вероятно, в форме актов правительства РФ. Основные принципы создания стандартов - их открытость и технологическая нейтральность.
- По вашим оценкам, когда мы сможем сказать, что в России создана и полноценно работает электронная система государственных закупок?
- Сложно назвать какие-то четкие сроки.... В этом направлении мы работаем уже достаточно давно, вот уже три года, но все еще в самом начале пути. Несмотря на то, что нами уже разработаны и подходы, и решения, и механизмы создания единого информационного пространства госзакупок, только с принятием нового закона к этой наработанной технологической основе несколько подтянулось нормативно-правовое регулирование, появилась политическая воля к изменениям в этой сфере.
Нам предстоит пройти три этапа построения общегосударственной системы электронных закупок. Сначала надо наладить информационный обмен и свободный доступ граждан к информации по конкурсам всех федеральных, региональных, а также муниципальных заказчиков. К этому этапу официально мы приступаем с 1 января следующего года, когда вступает в силу новый закон о госзакупках. Далее на базе единого информационного ресурса госзакупок мы сможем выстроить систему мониторинга и анализа цен, исключив возможности для необоснованного завышения стоимости закупаемой продукции и услуг. И только затем можно переходить к электронным торгам в полном смысле этого слова.