Как уже писала "Российская бизнес-газета", законопроект направлен на существенное снижение административного воздействия на оценочную деятельность, освобождение государственных органов от выполнения избыточных регулирующих функций. Напомним, что в настоящее время законодательно установлена система регулирования в сфере оценочной деятельности, предусматривающая прямое государственное регулирование, контроль и надзор в указанной сфере осуществляется посредством лицензирования.
Сегодня в России зарегистрированы и осуществляют оценочную деятельность около 8 тысяч оценочных компаний. Разработчики законопроекта (минэкономразвития) считают, что прямое регулирование и контроль со стороны государственных органов за деятельностью такого количества коммерческих организаций представляется чересчур дорогостоящим и избыточным. Новый закон приведет к рыночному регулированию оценочной деятельности. Правительственные эксперты считают, что предлагаемые меры позволят унифицировать оценочную деятельность, обеспечат развитие этого сектора рынка, позволят повысить качество и объективность оценки.
Согласно законопроекту, лицензирование оценочной деятельности будет заменено контролем за работой оценщиков со стороны саморегулируемых организаций и Национального совета по оценочной деятельности. Более того, каждый оценщик должен будет в обязательном порядке стать членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков. Потому что новый закон устанавливает, что с 1 января 2006 года ранее выданные лицензии на осуществление оценочной деятельности утрачивают силу и оценщики, не вступившие в саморегулируемые организации оценщиков, не вправе будут осуществлять оценочную деятельность.
По словам Антона Данилова-Данильяна поправки предусматривают объединение в саморегулируемой организации в качестве ее членов 500 специалистов-оценщиков. При этом в состав СРО должно входить не менее 100 оценщиков, места нахождения которых расположены не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации.
Комитет Госдумы по собственности считает это положение спорным. "Вызывает сомнение установление ограничения по месту нахождения членов саморегулируемых организаций не менее чем в одной трети субъектов РФ, так как такое ограничение не способствует развитию конкуренции саморегулируемых организаций в сфере оценочной деятельности".
По мнению эксперта, в результате появятся 4-5 СРО, которые образуют Национальный совет по оценочной деятельности. При этом, отметил Антон Данилов-Данильян, законопроект не содержит механизма перехода из одной саморегулируемой организации в другую. Еще один недостаток подготовленных поправок - нечетко прописанные способы обеспечения ответственности членов СРО.
Нуждаются в доработке и некоторые другие положения. По мнению Антона Данилова-Данильяна, требует корректировки пункт, согласно которому федеральные стандарты оценки определяются органом, осуществляющим госрегулирование, а не законом и не правительством. Таким образом, оценщики оказываются в ситуации, когда правовые основы их деятельности могут быть изменены в любой момент за счет принятия ведомственных актов. Нужно сделать закон прямого действия, подробно прописав в законопроекте нормы оценки, считает эксперт. "Если можно прописать федеральные стандарты оценки в нормативном акте, то можно сделать это и в законе", - подчеркнул Антон Данилов-Данильян. Предпринимательскую деятельность нельзя регулировать с помощью отсылочных норм. Это создает почву для коррупции, считает он.
Принятие закона в нынешнем формате приведет к негативным последствиям с точки зрения инвестиционного климата. Оценка имеет прямое отношение к инвестиционной деятельности. Она необходима для того, чтобы предприятие могло взять кредит в банке или выпустить облигации на фондовом рынке. Если правила игры будут меняться, интересы бизнеса могут пострадать. Постоянство - важный критерий для привлечения инвестиций, подчеркнул экономист.
Председатель экспертного совета "Деловой России" отметил, что его позицию разделяют представители других предпринимательских объединений, Комитет Госдумы по собственности, а также экспертное управление президента.
При этом разработчики законопроекта отмечают, что законопроект обсуждался с профессиональным сообществом оценщиков, и сами оценщики поддерживают его. И это несмотря на то, что он ужесточает требования к оценщикам. В частности, согласно поправкам у оценщика должна отсутствовать судимость. По отношению к фирмам введен критерий обязательного наличия не одного, как было раньше, а как минимум двух специалистов-оценщиков. Отменен стаж как необходимое условие. Более того, вводится механизм судебной защиты прав и финансовой ответственности оценщиков за свою деятельность.
Еще один из положительных моментов - это согласование образовательных программ в сфере оценочной деятельности. В настоящее время этот процесс серьезно регламентирован федеральным органом. По новому законопроекту эти функции переходят к Национальному совету. В минэкономразвития считают, что не чиновник, а само сообщество должно решать, какие программы должны быть использованы при обучении. Через какое время целесообразно проходить обучение и т.д.
Несмотря на споры вокруг законопроекта, практически все отмечают, что новый законопроект очень своевременный, а поправки, вносимые в закон об оценочной деятельности, самые значительные за все время его деятельности. Принятие поправок позволит ослабить государственное регулирование оценочной деятельности и усилить влияние саморегулирования в профессиональном оценочном движении.