Режиссер Николай Досталь: То, что происходит на "ТЭФИ", это за гранью

В неофициальном командном чемпионате России по телевидению победил Первый канал. "Россия" отстала, и если бы "Культура" ее не поддержала, холдинг ВГТРК финишировал бы вместе с НТВ и СТС. Константин Эрнст выглядел триумфатором. Ему наконец удалось переломить ситуацию в борьбе за признание профессионалов. Вопрос в том, благодаря реальным достижениям своего канала или исключительно посредством новой системы голосования.

Очевидные несуразности

К их числу следует отнести то обстоятельство, что сериал "Гибель империи", признанный лучшим в трех номинациях, в том числе и в такой, как "Режиссура", тем не менее не удостоился "Орфея" в номинации "За лучший сериал". И наоборот, "Штрафбат", который до этого ничего не получил ни за сценарий, ни за продюсерство, ни за актеров, ни за операторскую работу, объявляется лучшим.

- Как это возможно? - спросил я в телефонном разговоре режиссера "Штрафбата" Николая Досталя.

- ?..

Затем режиссер объяснил, что на церемонию в пятницу он не пришел не потому, что сильно волновался, как мотивировал его отсутствие представитель "России", принимавший за него статуэтку, а потому что чувствовал себя вместе с продюсером Владимиром Досталем и актером Алексеем Серебряковым оскорбленными явной несправедливостью. "Мы, - добавил он, - жалуемся на закулисные игры тех, кто раздает кинематографические "Ники" и "Золотые орлы", но то, что происходит на "ТЭФИ", это за гранью.

На церемонии отсутствовали еще два победителя - Светлана Сорокина, чья программа "Основной инстинкт" была признана лучшей по разряду ток-шоу, и Владимир Соловьев, названный лучшим интервьюером.

Отсутствовали они по неуважительной причине, если за таковую не считать их подчеркнутое неуважение к этой ярмарке тщеславия. Зато не пропустил церемонию кинорежиссер Сергей Снежкин, который значится в титрах мини-сериала "Брежнев" как "режиссер-постановщик основного материала". За этой формулировкой угадывается скандал, связанный с тем, что всесильные продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов отрезали ни много ни мало две серии. За оставшиеся четыре режиссер и получил свою статуэтку.

Из шокирующих решений телеакадемиков стоит признать победу ситкомовской звезды Анастасии Заворотнюк над драматическими актрисами Инной Чуриковой и Светланой Крючковой, а также триумф Андрея Малахова в качестве ведущего развлекательной программы "Пять вечеров".

...И просто несуразности

Сходя со сцены, Малахов заверил академиков, что он их не опозорит. Куда же больше и дальше позорить почтенных и почетных мастеров ТВ, подумалось, глядя на него с бронзовым "Орфеем". Счастливый лауреат смотрелся расползшимся масляным пятном на торжественном смокинге Академии.

Странные люди эти телеакадемики - вроде бы все профессионалы, но как можно было не заметить талантливого Ивана Урганта, шоумена, что называется, от Бога, и вместо этого двигать в звезды неартистичного, косноязычного Малахова.

Забавно и то, что сама передача "Пять вечеров", где участники нередко бились в истерике, поносили и оскорбляли, считается "развлекательной".

Телевизионщики заметно устали от беспощадной и жестокой диктатуры Его Величества Рейтинга

Еще более абсурдным выглядит столкновение в одной номинации попсовой "Фабрики звезд", ностальгической "Жизнь прекрасна" и высоко-классичного "Вокзала мечты" Юрия Башмета. Можно, разумеется, порадоваться за победу последнего, но подозреваю, что здесь сработал внеэстетический фактор - карта межкорпоративной разборки так легла.

Таким же "регбусом" и "кроксвордом", как говаривал райкинский персонаж, оказался для академиков выбор лучшей актрисы. Ситком - это совсем другой род творческой деятельности, нежели драматическое искусство. Как можно выводить на одну дистанцию артистов из совершенно разных опер? Хотелось отметить "Мою прекрасную няню" (она, кстати, того заслуживает)? Так и поставьте ее в номинацию "Событие года".

Такого рода казусы уже, как мне кажется, не проблема вкуса, а проблема мозгов академиков. Им проще множить номинации, впадая в дурную бесконечность, чем четко определиться с основными из них.

В своей почте телеобозревателя я нашел письмо от учителя средней школы: почему при всенародной любви "Аншлаг", "Кривое зеркало" и лично Евгений Петросян с Региной Дубовицкой до сих пор не удостоились ни одного "Орфея".

Чтобы понять причины этого упущения телеакадемиков, надо вернуться к замыслу национальной телевизионной награды.

Задумывалась "ТЭФИ" как своего рода "гамбургский счет" профессионалов. Рейтинги - рейтингами. То, как зрители смотрят программы, - одно, а профессиональная самооценка - отдельная статья.

Тем более что сами телевизионщики заметно устали от беспощадной и жестокой диктатуры Его Величества Рейтинга.

На первом этапе альтернативный норов "ТЭФИ" ощущался довольно явственно. Затем он был осложнен политическими мотивами, гражданской войной в эфире и корпоративными амбициями теленачальников.

Сейчас, когда телевидение трансформировалось из информационно-аналитического в развлекательно-художественное, нетрудно заметить, как "ТЭФИ" все чаще поддается давлению рейтинга. Так что для "Аншлага" и Петросяна, судя по успехам Малахова, еще не вечер. Потому и спешу обрадовать учителя средней школы: их триумфы уже не за горами. Надеюсь также, что в следующем году среди номинантов мы увидим и Ксению Собчак, и Оксану Робски и кого-нибудь еще в этом духе. Логика обязывает.

На первый-второй рассчитались

Руководители каналов и Академии уже празднуют победу над договорными результатами с помощью новой системы голосования. По-моему, они выдают случившееся за желаемое. Следы корпоративной заинтересованности так или иначе сказались; просто они на сей раз менее кричащи и более замаскированны, чему и в самом деле поспособствовала придуманная система голосования.

Двенадцать добродушных академиков, ротируемых компьютером, прямо на глазах у миллионов жмут на кнопки своих пультов. В каждой судейской команде два-три узнаваемых лица. Остальные для миллионов - извините, пупкины и дрюпкины. Они, как правило, служивые люди, и голосование для них на глазах у своих начальников, понятное дело, - радость и удовольствие. Тем более что сами зрители не успевают прочитать и запомнить фамилии голосующих. А вот у теленачальников распечатки - кто за кого и против кого - наверняка будут лежать на столе.

Сколько существует телеакадемия, столько ломаются копья по поводу объективности ее вердиктов. Пока академиков насчитывалось около трех десятков, была проблема, связанная с необходимостью преодолевать вкусовые и субъективные пристрастия "судей". Лекарством от этой болезни стало резкое расширение состава членов академии. Но тогда дали о себе знать симптомы другого "недуга": корпоративной солидарности. Стали возможными закулисные договоренности. Или, как это называется в футболе, договорные игры.

И вот теперь академики пришли к той цифре, с которой начиналась академия, - к двенадцати, к узенькому кругу вершителей судеб. Ничего более антидемократического и придумать было нельзя. Если целью было скалькировать схему суда присяжных, то все, что получилось, невозможно назвать иначе как насмешкой над самым справедливым судом в мире.