ВБ: через 10 лет Россия столкнется с недостатком рабочих рук

Ян Рутковский.В формировании рынка труда в Восточной Европе и России нашел свое отражение процесс реструктуризации предприятий в этих странах. Предприятия в стремлении повысить эффективность и получить выход на рынок ЕС сокращали численность занятых. Это привело к появлению безработицы в этих странах. Но если в странах Восточной Европы довольно-таки высокий уровень открытой безработицы, что является нормальным для стран с переходной экономикой, то в России она составляет всего 10 процентов (официальные данные. - Прим. авт.). Столь низкий уровень открытой безработицы не означает, что условия труда на российском рынке благоприятные. Скорее наоборот.

И связано это, в первую очередь, с наличием огромного теневого сектора в российской экономике, из-за которого на рынке труда наблюдается целый комплекс негативных факторов. Во-первых, рабочие места в неформальном секторе являются по большей части низкооплачиваемыми и не требуют высокой квалификации. Во-вторых, работники этого сектора не имеют социальной защиты. В-третьих, такой характер занятости является подчас временным. И ведет к высокой степени неравенства в уровне заработной платы.

Так, в странах ОЭСР коэффициент между высокой и низкой заработной платой равен трем, в странах с переходной экономикой наблюдается разница в четыре раза, а в России этот показатель составляет - 11. Что более характерно для таких стран, как Латинская Америка. Такой разрыв связан скорее всего с тем, что в России слишком велик неформальный сектор. Если в Чехии он занимает 20 процентов в экономике, в Польше - 25, то в России около 40 процентов.

Хотя сегодня в России и существует высокая степень концентрации создания рабочих мест, но большой минус в том, что образуются они в основном вокруг нескольких крупных региональных центров, таких, как Москва, Санкт-Петербург и т.д. Таким образом, возможности для занятости довольно велики в этих центрах и низки в других регионах. И задача, которую, на наш взгляд, должны поставить перед собой власти - это создание благоприятных условий в регионах для привлечения туда инвестиций и соответственно бизнеса. Для этого необходимо модернизировать инфраструктуру и диверсифицировать экономику на местах.

Здесь необходима совместная работа федеральных, местных властей и бизнеса. В частности, обращаясь к опыту США, федеральные власти могли бы взять на себя строительство дорог, которые соединяли бы между собой регионы. В ведении местных властей сосредоточатся задачи по строительству жилья для привлечения рабочей силы. Что касается депрессивных регионов, то задача центра помочь им дополнительными субсидиями. Но помощь должна быть рациональной, так как в регионах, которые ее получают, начинает развиваться иждивенческая культура. В то время как им необходимо налаживать благоприятные условия для инвестиций.

Единого рецепта по созданию привлекательности той или иной области страны для инвесторов пока никто не придумал. Как показала практика тех же Соединенных Штатов, налоговыми мерами этого не добиться. Но есть и другая, более позитивная практика. Перемещения центров развития из одного региона страны в другой. Так, если в первой половине прошлого века, когда шел бум сталелитейной промышленности, тяжелого машиностроения, центром развития в США был Средний Запад. Сегодня он переместился в Калифорнию.

В России все усугубляется тем, что в наследие страна получила огромное количество градообразующих предприятий, рабочие которых из-за падения спроса на многие виды продукции и соответственно в связи с сокращением производства оказываются безработными. Альтернативные рабочие места создаются крайне медленно. И помочь в решении этой проблемы может создание новых предприятий. Тем не менее по созданию рабочих мест на долю вновь созданных предприятий в Европе приходится от одной четверти до половины всех рабочих мест. В России создание условий для выхода на рынок и развития новых предприятий является необходимым фактором для увеличения количества новых рабочих мест.

Однако в вопросе создания новых рабочих мест стоит другая, не менее болезненная проблема. С одной стороны, рабочие места создавать надо, перенося центр тяжести из крупных городов в малонаселенные пункты. С другой стороны, рабочие места в России есть, но это плохие места, где не требуется высокая квалификация и соответственно они являются низкооплачиваемыми. Уже сегодня эти места занимают эмигранты, в основном из бывших республик Союза. Но уже через 10 лет эта проблема будет стоять более остро, и Россия всерьез столкнется с недостатком рабочих рук. Поэтому уже сегодня властям необходимо задуматься не только о создании качественных рабочих мест, но и продуманной миграционной политике.