Борьба с отмыванием нелегальных доходов усиливается

В разработке документа участвовали 13 министерств и ведомств, вошедших в новую межведомственную "мегакомиссию", как ее уже прозвали эксперты за внушительный состав, призванную координировать борьбу с "грязными" капиталами. В конце прошлой недели план был утвержден на первом заседании комиссии. Сразу после заседания комиссии корреспондент "РГ" встретилась с ее руководителем, главой Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктором Зубковым.

Российская газета | Виктор Алексеевич, что это за "пятилетка борьбы" с отмыванием "грязных" денег?

Виктор Зубков | План предполагает дальнейшее развитие законодательной базы борьбы с преступными доходами. Большой блок посвящен совершенствованию связей финансовой разведки с правоохранительными органами. Еще одно крупное направление - это повышение профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, в том числе следователей и прокуроров. И четвертый блок - укрепление международного сотрудничества.

РГ | Означает ли это, к примеру, ужесточение законодательных норм?

Зубков | Никаких революционных изменений. Только совершенствование законов в связи с новыми международными документами, которые Россия обязана выполнять. Речь идет о решениях ФАТФ, Совета Европы, ООН. К примеру, ратифицировав конвенцию ООН о противодействии коррупции, Россия будет просто обязана принять соответствующие дополнения и изменения в законы.

Значительная часть этой конвенции посвящена обеспечению прозрачности работы государственных органов.

РГ | Казалось бы, для борьбы с отмыванием "грязных" денег в стране уже есть все - и необходимые законы, и международные связи с крупнейшими финансовыми разведками мира, теперь вот комиссия создана, а в Чечню как поступало оружие, так и поступает. Что изменится с созданием межведомственной комиссии?

Зубков | Прежде всего усилятся функции министерств и ведомств, будет обеспечена координация федеральных органов власти. Финансовая подпитка террористов, несомненно, идет. Но не так, как было раньше, денежные ресурсы сокращаются. Эффективнее стали работать правоохранительные органы. Кроме того, с Росфинмониторингом на постоянной основе стали сотрудничать регионы, где особенно велики риски отмывания "грязных" финансовых потоков. В то же время это достаточно тонкий вопрос. Зачастую такие деньги в ту же Чечню идут не только и столько через бизнес, а, к примеру, через благотворительные фонды, организации, в том числе и религиозные, которые созданы и создаются под лозунгом помощи малоимущим. Эти организации все взяты под контроль, но как бы их ни контролировали, деньги проходят через такие каналы. Здесь нужна более тесная работа с нашими зарубежными коллегами, чтобы с той и с другой стороны отслеживать эти каналы и препятствовать их использованию для финансирования терроризма. Кроме того, наши правоохранительные органы должны искать новые подходы к борьбе с терроризмом. То есть не только совершенствовать технологии захвата преступников, но и не хуже нас, финансовых разведчиков, владеть экономической терминологией, разбираться в том, откуда деньги идут, в платежках, контрактах, бухгалтерии. Нужно учиться, готовить кадры. Тогда ситуация изменится. Вот всеми, в том числе и этими организационными вопросами и будут заниматься члены комиссии.

РГ | А какие у нее полномочия? Практика показывает, что в России создавалось немыслимое количество разных комиссий, работа которых гибла на корню.

Зубков | Самое главное, что решения нашей комиссии носят не рекомендательный, а обязательный характер для всех органов, участвующих в ее работе. Законодательные инициативы будут направляться сразу в правительство, что облегчит процесс их прохождения. Усилия Росфинмониторинга получают мощную поддержку со стороны всех правоохранительных органов, силовых структур, минюста, Банка России, Генеральной прокуратуры, регионов. Чиновники в ранге начальников и заместителей начальников департаментов федеральных органов исполнительной власти будут собираться на заседания не реже одного раза в два месяца, а при необходимости и чаще. При этом члены комиссии будут иметь право запрашивать необходимую информацию, проводить расширенные консультации с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных муниципальных образований, органов местного управления, общественных объединений и ассоциаций, депутатами Государственной Думы. К примеру, проводится заседание комиссии по вопросам банковского контроля, нам требуется знать мнение банковских ассоциаций, почему бы их не выслушать. Или в качестве советчиков не пригласить на заседание представителей из субъектов Федерации.

РГ | То есть вы решили сделать упор на регионы?

Зубков | Все преступления, дела о мошенничестве, коррупция, взяточничество, хищения бюджетных средств "растут", как правило, из регионов. А значит, надо детально знать ситуацию, способствующую развитию преступлений. Это, кстати, тоже заложено в президентской концепции.

РГ | А когда начнет работу первый в России учебно-методический центр при финансовой разведке?

Зубков | Думаю, он будет создан уже до конца года, а за несколько лет через него пройдут около 4-5 тысяч сотрудников, задействованных в борьбе с "отмыванием" денег и финансированием терроризма. Уже есть договоренность, что лекции в центре будут читать профессоры Финансовой и Налоговой академий, других вузов. Кстати, поделиться опытом работы, провести занятия, консультации предлагают и наши зарубежные коллеги. На днях во время визита в Росфинмониторинг об этом у нас шел разговор с начальником управления по борьбе с организованной преступностью и рэкетом министерства юстиции США Брюсом Ором. И еще новость. С 2007 года планируется в три раза увеличить финансовую помощь на подготовку и переподготовку профессиональных кадров в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма по линии Совета Европы. В рамках проекта МOLI RU на эти цели будет выделено 6 миллионов евро.