Депутаты расширили список тем, закрытых для парламентского расследования

Коллеги без лишних споров вернули Елене Афанасьевой (фракция ЛДПР) думский мандат и восстановили все права, закрепленные российским законодательством за народными избранниками, о чем их Афанасьева попросила.

Как выяснилось, уходила она из Думы не по собственному желанию - лидер ЛДПР вице-спикер Владимир Жириновский настоял на том, чтобы Афанасьева приняла предложение нового калининградского губернатора Георгия Бооса и стала министром образования в областном правительстве. Однако в родной семье Афанасьевой ее переход на работу в исполнительные органы и неизбежный в этом случае переезд из столичной Москвы в Калининград не поняли. Афанасьева известила и губернатора, и руководство фракции о том, что "по семейным обстоятельствам" она не может "проживать в настоящее время в другом удаленном регионе России".

Но механизм уже был заведен, Жириновский его не остановил - был занят кампанией по выборам депутатов Мосгордумы и другими делами. И 16 ноября Госдума прекратила депутатские полномочия Афанасьевой. Вчера лидер ЛДПР - также, пожалуй, впервые за всю его думскую историю - выглядел смущенным и повинился перед коллегами. Дума его простила и вернула Афанасьеву в ряды фракции. Благо, что место не было занято - Центризбирком еще не успел передать освободившийся мандат следующему по списку. Никакого специального расследования обстоятельств этой неожиданной ситуации не потребовалось.

Между тем вчера депутаты Госдумы во втором чтении рассматривали законопроект "О парламентском расследовании".

Улучшать его народные избранники начали прямо с названия, уточнив, что это расследование именно Федерального Собрания Российской Федерации. А то некоторые думцы из оппозиции, наверное, слишком активно пропагандировали зарубежный опыт, предлагая внести в наш закон положения, характерные для парламентских расследований в других странах. Они хотели, к примеру, чтобы каждая палата российского парламента имела право проводить свое расследование, без оглядки на другую. Однако председатель думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, заслуги которого в улучшении законопроекта оппозиция признала, заявил, что нам не следует всякий раз кивать на зарубежье - у нас есть уже и свой опыт парламентских расследований. И этот опыт убеждает, что действовать сообща - лучше.

Претензии противников законопроекта со времени первого чтения документа практически не изменились. Их поправки сводились в основном к расширению предмета расследований. Оппозиция настаивала на том, чтобы парламентариям было разрешено расследовать деятельность президента страны. "Те, кто это запрещает, - горячился независимый депутат Сергей Попов, - защищают не президента, а себя, родимых". По случаю Попов вспомнил ненаказанного Никсона и осужденных после парламентского расследования на тюремное заключение американских чиновников. Аргумента о том, что расследовать деятельность президента в России можно через процедуру импичмента, Попов не принимал - для начала такой процедуры нужны чрезвычайные обстоятельства.

"За каждый выбор приходится платить, в том числе и за выбор априори негодного президента", - ответил Плигин, напомнив, что есть еще и такая причина досрочного прекращения полномочий президента как состояние здоровья.

Решительно настроенные депутаты желали расследовать события давно минувших дней, а также "факты коррупции, превышения должностных полномочий, преступной халатности" и иные должностные преступления госслужащих, замещающих высшие государственные должности; факты грубых нарушений законодательства при подготовке и проведении выборов и референдумов... И это далеко не исчерпывающий список фактов и обстоятельств, по которым думцы желали бы вести свое следствие. Однако парламентское большинство эти пожелания не приняло - Думе нельзя подменять правоохранительные органы.

Предметом парламентского расследования, в соответствии с прочитанным во втором чтении законопроектом, остаются факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина; обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера; обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Зато перечень закрытых для расследования тем расширен. Это не только деятельность президента, деятельность суда "по осуществлению правосудия" и деятельность органов следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Предметом парламентского расследования также не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.

Депутаты согласились сохранить должностным лицам и другим гражданам, приглашенным на заседание комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам, право не свидетельствовать против себя самих и ближайших родственников. Но несколько ограничили право комиссии требовать увольнения должностных лиц, отказавшихся сотрудничать с комиссией или предоставивших ей заведомо ложные сведения. Оно не распространяется на министров, губернаторов, мэров.

Отредактированный документ не понравился коммунистам. Виктор Илюхин назвал будущий закон "фальшивым демократическим оформлением абсолютизма". Но большинство депутатов - 340 голосов "за" - поддержали законопроект во втором чтении.