Собирая тухлые плоды просвещения
Сериал "Есенин" уже стал историей и вроде как подзабылся. Причем настолько, что некоторые его начали вспоминать тихим, незлым словом: вот, мол, человек, хоть и злоупотреблял алкоголем, дебоширил, а все-таки он большой поэт - не то, что герой нашего времени Саша Белый, который - бандит. Что, мол, от плохого сериала есть некоторая польза: рука зрителя, насмотревшегося есенинских пьянок и драк, потянется к запылившемуся томику стихов. (А почему не к бутылке?..)
Не знаю, как там юноши, обдумывающие житье, реагируют на то или иное телевизионное произведение, но спортивный комментатор с НТВ (тоже зритель), сообщая о трагической кончине злоупотреблявшего алкоголем славного футболиста Беста, вспомнил и выпивавшего Есенина. Очень возможно, что теперь наш национальный поэт благодаря усилиям Первого канала будет ассоциироваться не со стихами, а с водкой и мордобоем. Боюсь, что уже ассоциируется.
Но тут является телеаналитик с ТВЦ Алексей Пушков и со всей мощью своего публицистического дарования бросается защищать Есенина, но не от авторов сериала, выставивших поэта в непотребном виде, а от критиков сериала, в частности, от телеобозревателя "Известий" Ирины Петровской. Еще Эйзенштейн предупреждал: не надо путать сифилитиков с лечащими их докторами.
Мотив аналитического кульбита господина Пушкова прозрачен: он в своей политологической практике так увлекся борьбой с русофобами Сорокиным и Швыдким, что решил воспользоваться случаем и мобилизовать на нее покойного Есенина и здравствующих Волочкову с Безруковым.
Проблема еще и в том, что все коннотации беллетристических созданий, как и реальных жизнеописаний, не проконтролируешь. Есть только одно эффективное противоядие от кривых параллелей и произвольных толкований - глубина художественного произведения и полнота документального исследования. Но и оно вряд ли способно излечить моралистов, зацикленных на воспитательной обязанности искусства, а также пропагандистов, помешанных на политической его целесообразности. Да и дорог нынче этот препарат. И, что еще хуже, не слишком он востребован. Потому и телевизионщики, и телезрители готовы удовлетворяться поделками, одну из которых мы и увидели на Первом канале. Я имею в виду документальную ленту "Андрей Миронов и его женщины".
Попрошу огласить весь донжуанский список!
Первый канал уже давно и прочно вцепился в частную жизнь покойного Андрея Миронова. Уже состоялась реконструкция последних 24 часов жизни артиста. Уже несколько раз в ток-шоу канала являлась артистка Татьяна Егорова и рассказывала о своих высоких отношениях с Андреем Александровичем. В последний раз она с этим "номером" выступила буквально накануне премьеры документального фильма в шоу у Лолиты Милявской. И вот теперь нам предложен подробный "разбор полетов" женолюба Андрея Миронова.
"Разбор" вроде бы вполне деликатный и уважительный по отношению к герою. Я бы даже сказал - дипломатичный. Белье артиста ворошится, но нежно и почтительно. Донжуанский список всеобщего любимца оглашен. Всем женщинам, коих любил Андрей и кои отвечали ему взаимностью, было, по всей вероятности, предоставлено слово. Не все им, правда, воспользовались. В первую очередь оказалось заметным отсутствие "синхрона" Татьяны Егоровой. Никак не прокомментировали свои отношения с Мироновым ни Наталья Фатеева, ни Екатерина Градова. Остальные были корректны, за что им, конечно, отдельное спасибо.
Кое у кого из сторонних комментаторов, правда, прорывается что-то не совсем приязненное. Неостывшая ревность, что ли? Подсознательная обида? Царапнули слова Виктории Лепко о том, каким толстым и прыщавым мальчиком был Андрюша. Наталья Кустинская не смогла забыть то, что Андрей предпочел ей другую Наталью - Фатееву. Артистка Зелинская зачем-то пересказала, как муж Веры Васильевой едва не подрался с Мироновым. Была еще передана пикировка не для посторонних ушей между Аросевой и Мироновым.
Черту под его отношения с женщинами подвела поминавшаяся артистка Лепко. Говорят, мол, что Андрей не сыграл своей главной роли в кино и на сцене. Нет, отвечает она биографам артиста, его главная роль была - быть всеми любимым, и он ее сыграл.
Авторы картины от себя прибавили голосом из-за кадра: личная жизнь Миронова - это спектакль, главным режиссером которого стала Мария Владимировна Миронова.
Если это "спектакль", то он отчасти напомнил сцену "гарема" из "8,5", где герой Марчелло Мастроянни разбирается со своими женщинами, а отчасти - памятные открытые партийные собрания, на которых под микроскопом рассматривался моральный облик члена трудового коллектива.
Впрочем, интерес к коллизиям из жизни 18 лет назад скончавшегося артиста не мог не померкнуть на фоне той сенсации, что захватила умы и чувства россиян, - "бракоразводка" Пугачевой и Киркорова.
Еще один спектакль?..
Частная жизнь обеих звезд - долгоиграющий сериал. Не вчера он начался. Не завтра кончится. Примечательно, как эту сенсацию вслед за желтой печатной прессой принялось обгладывать ТВ. Первый канал, который стал обладателем эксклюзива: на записи ток-шоу "Лолита. Без комплексов" ведущая по поручению Аллы Борисовны объявила о ее расставании с Филиппом Бедросовичем. Сначала столь важная информация утекла в Интернет и в газеты, а уже в уикенд ее "расстреляли" конкуренты.
Глеб Пьяных (НТВ) не преминул воспользоваться этой новостью в своем субботнем "Максимуме". Там нам представили "список" мужей королевы, вскользь поговорили о финансовых проблемах уже бывшей супружеской четы, пообщались с горничной, с обладательницей розовой кофточки, с парочкой двойников, с папой Филиппа и т.д. Сюжет выдержан в стиле жесткого "экспресс-анализа".
Сюжет в "Вестях недели" (телеканал "Россия") сделан в мягкой манере элегического напоминания о том, как одиннадцать лет назад состоялось венчание в одном из православных храмов Иерусалима. Корреспондент программы побеседовал с венчавшим новобрачных епископом Марком о преданности таинству брака.
Вчера, в понедельник, на Первом канале Лолита объявила на всю страну о состоявшемся разводе. Впереди - обещанная совместная пресс-конференция Пугачевой и Киркорова. Впереди еще море комментариев, интерпретаций и подробностей. По "России" идет сериал "Примадонна", который каким-то боком ассоциируется с биографией Примадонны нашей эстрады.
Жизнь продолжается, а с ней - и шоу. Поди их раздели, когда речь заходит о зазеркальном мире шоу-бизнеса.