Российская газета: Истории о блуждающих душах, призраках и ангелах довольно расхожи и в кино, и в литературе. Вы, наверное, ожидаете сравнений?
Марк Леви: Вовсе нет! Существует масса романов, где есть инспектор, револьвер и убийца - и что с того? Я не сравнивал, но и не пытаюсь этих сравнений избежать.
РГ: Тем не менее откуда берутся такие истории?
Леви: Я хотел рассказать о человеке, который влюбился не в оболочку, а в человеческую суть, в душу. К тому же герой - единственный, кто может видеть женщину. А именно так и происходит в реальной жизни. Любовь не слепа - напротив, она позволяет нам видеть в человеке то, чего не видят другие.
РГ: Вы тоже не обошли популярную тему эвтаназии?
Леви: Мне кажется, здесь она не главная. Моя героиня Лорэн, конечно, в коме, но в фильме говорится, что мозг ее жив. Проблема эвтаназии - более сложная и серьезная, она не является темой моего произведения, и принципиальной позиции у меня на этот счет нет.
РГ: Почему герои книг - американцы, а не французы?
Леви: Нельзя все время говорить о себе. Именно поэтому герой романа "Следующий раз" - русский художник. Во Франции тоже были художники, но интересней показать русского - захватывает страсть открытия и познания. Я получил массу писем от французских писателей, которые были в Петербурге, посещали музеи и теперь спрашивали: мы не нашли картину этого художника, в каком зале она висит? Я отвечал: нет такого художника - и люди были разочарованы.
РГ: Права на экранизацию книги купил Стивен Спилберг. Он вас уговаривал?
Леви: Было шесть предложений, но на предложение Спилберга я согласился сразу же. Просто, понимаете, звонит телефон, я беру трубку, а там: здрасьте, это Стивен Спилберг!
РГ: Убедительно. А другие?
Леви: Джулия Робертс просила. И еще представители киностудий "Miramax", "20th Century Fox", "Working Title".
РГ: Вы в процесс съемок вмешивались?
Леви: Я не чувствовал себя компетентным. Я уже рассказал эту историю, как хотел, в книге. Теперь пусть расскажут кинематографисты.
РГ: Насколько я знаю, вы сами большой любитель кино и даже хотите снимать. У вас к чему душа лежит - к мейнстриму, артхаусу?..
Леви: А здесь нет противостояния. Я из тех, кто любит кино вообще - и авторское, и коммерческое. Авторское кино тоже может быть коммерческим, и мне не кажется, что это плохо.
Досье "РГ":
Марк Леви родился во Франции в 1961 г. Руководитель компании по дизайну помещений и разработке архитектурных проектов, свои истории он начал сочинять в качестве сказок на ночь для сына. "Между небом и землей" - его первый роман, изданный в России в 1998 г.