За неделю до премьеры Мстислав Ростропович заявил о том, что выходит из проекта. Причины, по данным "РГ", более чем тревожны как для реноме Большого театра, так и для дальнейшего сотрудничества российских музыкальных центров с великим маэстро. Главный мотив: к столь сложной постановке театр не готов. Проект подобного масштаба требовал полной мобилизации всех творческих сил. Но репетиция за репетицией отменялись, составы оркестра бесконечно менялись, Мстислав Ростропович был вынужден работать то со вторым, то с третьим составом оркестра. В результате музыканты приходили на репетиции, практически не зная своих партий. А когда до премьеры оставались считаные дни, оркестр оказался занятым на давно запланированных (!) студийных записях, не имеющих отношения к предстоящему спектаклю. В последних оркестровых репетициях дирижеру было отказано. И маэстро принял это трудное для себя решение.
Напомним, что поставить "Войну и мир" в Большом театре было давней мечтой Мстислава Ростроповича. Он лично дружил с Сергеем Прокофьевым и как никто другой знал и понимал его творчество, неустанно пропагандируя музыку Прокофьева на крупнейших площадках мира. Предстоящую премьеру Ростропович трактовал как одно из важнейших творческих свершений его жизни. Этим объясняется его повышенная требовательность ко всем звеньям работы. Он вместе с Галиной Вишневской и главным дирижером Большого театра Александром Ведерниковым лично отбирал исполнителей главных партий. И вот, кажется, опять не случилось.
Сотрудничество с Большим театром у Ростроповича не задается с пугающей регулярностью. Его последняя попытка творческого содружества была предпринята в 1995 году, когда вместе с легендарным режиссером Борисом Покровским он ставил на главной сцене страны "Хованщину" Мусоргского. Премьера состоялась, но спектакль прошел всего несколько раз и тихо исчез из репертуара. В конце 90-х Мстислав Ростропович, оскорбленный разнузданным тоном критики в одной из наших газет, зарекся концертировать в России и обещание, как известно, выполнил. Новый скандал с Большим театром может привести к тому, что мы еще реже будем видеть великого музыканта на его родине - высокая музыка требует высокого к ней отношения.
Ссылаться на звездные капризы маэстро теперь, можно надеяться, никому не придет в голову. Качество работы современного Большого театра давно уже стало притчей во языцех, и решение Мстислава Ростроповича только лишний раз подтверждает: дела плохи.
Как стало известно, премьерные спектакли 6, 7 и 8 декабря отменены, и театр предложил зрителям уже купленные билеты вернуть в кассу. 9 декабря за пульт встанет главный дирижер театра Александр Ведерников.