Ее задача - решать споры между странами о выдаче предполагаемых преступников.
Вчера на большой встрече министров юстиции соседних с Россией государств главные юристы заложили еще одно звено в общий замысел - решено, что наши правовые системы будут предельно сближены. Министры стран ЕврАзЭС поддержали инициативы ведомства Юрия Чайки.
Предложение создать международный суд по выдаче преступников сейчас уже активно обсуждается и в Европе. Как пояснили корреспонденту "РГ" ведущие эксперты, оно имеет хорошие шансы быть принятым. По крайней мере, и комитет министров Совета Европы, и некоторые главы государств уже выступили "за". Этот вопрос даже вынесен на сессию Совета Европы, намеченную на апрель.
Существенная деталь: суд будет арбитражным, и в него смогут обращаться только тогда, когда власти той или иной страны уже отказали в выдаче предполагаемого преступника. С другой стороны, гражданин, которого решили выдать, вероятно, также получит право жаловаться в этот арбитраж.
Как сказали корреспонденту "РГ" в Министерстве юстиции РФ, названия у новой организации пока нет, даже не решено еще, будет ли он назван международным судом или как-то иначе. Скорее всего новую инстанцию назовут все же судом, поскольку ей предстоит рассматривать решения именно судебных властей европейских стран, а также любых других, которые присоединятся к будущему договору.
Пока же в официальных документах пишут так: "институт международного арбитража в сфере выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступления". Характерный пример дела, которое имело бы все шансы попасть в такой арбитраж: выдача Ахмеда Закаева. Напомним, что это бывший министр культуры правительства Аслана Масхадова, он проживает сейчас в Великобритании. Генпрокуратура России обвиняет его в терроризме, но местное правосудие отказалось выдать Закаева России.
Это не единственный случай, когда российское и зарубежное правосудие расходилось во взглядах на деяния тех или иных лиц. Сразу вспоминаются Борис Березовский, Владимир Гусинский, Леонид Невзлин.
Этот список весьма длинный и далеко не только со стороны России. Мотивы отказа бывают самые разные. Но в любом случае они в итоге оказываются окончательными и обжалованию не подлежат. При этом часто спорящие из-за передачи граждан стороны обвиняют друг друга в политических мотивах. Вот и предлагается создать независимый арбитраж, который бы отделял политику от уголовщины.
- Россия неоднократно сталкивалась с отказом некоторых европейских стран в выдаче ей лиц для привлечения их к уголовной ответственности, в том числе подозреваемых в причастности к терроризму, - сказал Юрий Чайка. - Минюстом было выдвинуто предложение о введении института арбитража в механизмы европейского сотрудничества в сфере выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений. Бюро Европейского комитета по проблемам преступности поручило соответствующему подкомитету рассмотреть вопрос о механизмах разрешения споров, предусмотренных конвенциями Совета Европы.
Однако это только часть больших планов минюста по дальнейшему развитию международных правовых стандартов. Уже нельзя сказать, что Россия пытается внедрить цивилизованные нормы у себя, так как наша страна давно является частью международного правового поля и наши законы и нормы соответствуют самым высоким международным стандартам. Это утверждают не только наши специалисты, но и зарубежные эксперты. Достаточно сказать, что решения иностранных судов признаются у нас, а наши должны выполняться за границей. Так что найти должника, алиментщика за рубежом не проблема, по крайней мере чисто теоретически. Называйте адрес, посылайте исполнительный лист и ждите. Деньги будут.
Единое правовое пространство создается и на просторах СНГ. Здесь, как говорится, сам Бог велел. Вчера в Москве прошло заседание совета министров юстиции при интеграционном комитете Европейско-Азиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС). На повестке дня стоял вопрос исполнения решений судов и арбитража наших стран. Собственно говоря, для многих государств-партнеров это уже не вопрос. Более того, чтобы решение того или иного суда СНГ вступило в силу, не обязательно посылать бумаги в Москву, если дело касается регионов. Территориальные управления юстиции могут напрямую общаться с компетентными органами других государств.
Правда, действуют решения зарубежных судов не напрямую. Минюст направляет иностранный приговор в российский суд, тот выдает подтверждение и пересылает документ судебным приставам-исполнителям. Так же происходит и в других странах, наши решения там тоже визируются. Единственное исключение сделано для хозяйственных судов Белоруссии, аналога наших арбитражных. Их решения не надо подтверждать в России, они сразу идут российским приставам, и наоборот, решения арбитражных судов России в Белоруссии не обсуждаются, а сразу должны выполняться.
Исполнительный лист, выданный судом Российской Федерации на основании решения иностранного суда, может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу.
- Возникают проблемы при исполнении на территории России решений иностранных судов по делам о возмещении предприятиями вреда, причиненного трудовым увечьем или иным повреждениям здоровья работника, - говорит заместитель министра юстиции РФ Владимир Ялунин. - Нередки случаи, когда предприятия-должники полностью прекращают свое существование, часть из них реорганизована либо ликвидирована, а некоторые признаны банкротами. Одной из причин, затрудняющих исполнение судебных решений, является то, что прибывающие в Российскую Федерацию граждане из государств-участников СНГ, как правило, трудоустраиваются без регистрации в соответствующих органах. Установление их места жительства представляется затруднительным.
Но все же исполнительный лист гастарбайтера догонит, уверены министры юстиции стран СНГ.