Один из предлагаемых ответов - социально-экономические проблемы, бедность, лишения. Это либо глобальная проблема бедного Юга и богатого Севера, либо локальная проблема экономического упадка и безработицы. Такой "экономизм" в трактовке международного терроризма и его национальных проявлений является своего рода оправданием насилия и, в некотором смысле, поощрением к терроризму. Нельзя не заметить и того, что подобного рода "экономические" объяснения, звучащие даже с высоких трибун международных конференций, нередко выглядят как шантаж мирового сообщества и отдельных национальных государств некими группами интересов, которые отнюдь не страдают от бедности и лишений. Хотя проблема, с которой сталкивается человечество, имеет только одно решение - признание терроризма, чем бы он ни объяснялся, абсолютно неприемлемым методом решения каких бы то ни было проблем - пусть и реально существующих, не говоря уж о надуманных.
Да, "пехота" международного терроризма и его локальных или национальных отрядов нередко набирается из людей небогатых, не нашедших себе места в социально-экономической системе того или иного общества. Но даже среди "пехотинцев" - тех, кто идет в первом ряду с поясами "шахидов" или автоматами, подавляющее большинство - это люди среднего достатка, а то и богатые по любым стандартам. Жители саудовской провинции Абха очень удивились, когда узнали, что их земляков (целых 15 человек из 19, совершивших теракты 11 сентября 2001 года в США) иностранные комментаторы-"экономисты" объявили выразителями протеста бедняков. Они точно знают, что все 15 человек - выходцы из богатых и очень богатых семей. А уж в сравнении с родиной своей или своими предками - пакистанцы, совершившие теракты 7 июля, или погромщики из французских пригородов - все эти террористы и экстремисты едва ли не Крезы.
Да и в событиях в Нальчике 13-14 октября, если судить по отрывочным данным, попадающим в прессу, участвовало немало вполне благополучных в социально-экономическом отношении молодых людей, часть которых даже оставила на время свой бизнес в разных городах России, чтобы принять участие в нападении на родной город. Среди тех, кто подозревается в участии в этих событиях, - Залим Улимбашев, работавший помощником адвоката в Москве, Азрет Шаваев, совладелец аптеки, расположенной на одной из станций московского метро. К слову сказать, брат Азрета Шаваева Мурат Шаваев, который имел отношение к организации террористического взрыва у метро "Рижская" в Москве 31 августа 2004 года, был на тот момент ведущим специалистом Департамента судебных приставов минюста.
Теракты 11 сентября 2001-го заставили обратить внимание на то, кто и как финансирует международно-террористическую сеть - "Аль-Каиду" и массу ассоциированных с ней или входящих в нее группировок во всем мире. Жертвы и родственники жертв этих терактов создали ассоциацию "Семьи, объединившиеся, чтобы обанкротить терроризм" и попробовали учинить иск на несколько триллионов долларов большому количеству саудовских юридических и физических лиц, которые, как полагали истцы, финансировали "Аль-Каиду", движение "Талибан" и их террористическую деятельность.
В иске ассоциации было отказано. Американские адвокаты, нанятые саудовцами, избрали такую линию защиты своих подопечных, проведение которой выводило подзащитных из-под обвинений. Так, в октябре 2003 года был оправдан бывший руководитель Службы общей разведки Саудовской Аравии Турки аль-Файсал. Он признал связь с "Аль-Каидой", "Талибаном" и Усамой бен Ладеном, но заявил, что это было "частью его официальной работы в качестве руководителя саудовской разведки, занимавшегося вопросами внешней политики и национальной безопасности Саудовской Аравии". Американский суд принял во внимание то, что Королевство Саудовская Аравия не включено в американский же список государств, поддерживающих терроризм, поэтому вести речь об ответственности человека, работавшего на легальное правительство, чья государственно-террористическая активность не доказана, не имеет юридического смысла. К слову сказать, сейчас Турки аль-Файсал является послом Саудовского королевства в Вашингтоне и пользуется дипломатическим иммунитетом...
Однако по ходу разбирательства упомянутого дела выяснилось, что за последнюю четверть века Саудовская Аравия через каналы своих благотворительных фондов израсходовала 70 миллиардов долларов на продвижение по всему миру - от Египта и Алжира до Франции, Британии, Австралии и России - специфической идеологии и практики - ваххабизма. В год королевство через сеть благотворительных фондов тратило на эту деятельность 6 миллиардов.
Если проанализировать деятельность международной террористической сети, называемой "Аль-Каидой", то станет видно, что одна из ее функций - быть орудием контроля за зонами добычи и транспортировки углеводородного сырья за пределами Аравийского полуострова или как минимум инструментом воздействия на глобальный углеводородный рынок. Часть сверхприбылей, получаемых аравийскими монархиями от постоянно растущих уже тридцать лет, после нефтяного кризиса 1974 года цен на нефть, может инвестироваться в эту сеть. И бензин, заливаемый в Париже в "коктейли Молотова", и автоматы членов кабардино-балкарского джамаата, и взрывчатка лондонских и многих других террористов-самоубийц от Индонезии до Иордании - все это, возможно, куплено на аравийские нефтедоллары. Наверняка на эти нефтедоллары издаются миллионные тиражи литературы, распространяемой по всему миру, создаются тысячи сайтов на разных языках, по всему свету рассылаются проповедники и пропагандисты, в мусульманскую среду в различных странах внедряется духовенство, альтернативное местному, традиционному, с целью осуществить внешнее управление мусульманами.
Упоминавшиеся выше молодые люди, подозреваемые в участии в событиях 13-14 октября в Кабардино-Балкарии, рассказывают, что их заставляли изучать - нет, не Коран или Сунну, а ваххабитскую литературу. Они называют конкретные книги, например, "Книгу единобожия" основателя ваххабизма Ибн Абд-аль-Ваххаба. Если внимательно посмотреть на публикации, размещенные на свободно действующем сайте нальчикского Института исламских исследований, руководство которого подозревается в соучастии в организации трагических событий в столице Кабардино-Балкарии, то будет видно, что множество материалов на нем именно ваххабитские по своему содержанию и представляют собой конспекты лекций, услышанных в саудовских религиозных университетах. Особенно показателен в этом отношении материал, висящий на сайте с марта этого года - "Об обвинении в неверии (Такфир)". "Такфир" - ключевая категория ваххабизма, представляющая собой обвинение в неверии... мусульман! И предписывающая борьбу, в первую очередь - силовую, против мусульман-"вероотступников". Тут только один шаг до того, чтобы поднять оружие против единоверцев - в дополнение к другим "неверным", под которыми ваххабиты понимают всех, кто не исповедует ваххабизм, - христиан, иудеев, коммунистов, либералов, одним словом, все человечество за вычетом самих ваххабитов.
Все это заставляет более внимательно отнестись к вопросу о "корнях" экстремизма и терроризма. И, соответственно, искать адекватные способы искоренения этого глобального недуга человеческой цивилизации.