Уго Досси - немецкий художник итальянского происхождения - на открытии своей выставки в Третьяковке говорил, естественно, по-английски.
В анналах современного искусства Уго Досси отведена роль художника умного, связанного с наукой, шахматами, паранормальными явлениями. То он с математиками разрабатывает модель "Границы мыслимого", то с психологами посягает на изображение бессознательного в человеческой психике, которое выходит наружу под гипнозом. То, встретившись с чемпионом мира по шахматам Владимиром Крамником, проживающим ныне в Германии, пытается визуально зафиксировать интеллектуальную схватку за доской двух противников по уму.
Именно последняя инсталляция под названием "Высокое искусство шахмат" и выставлена в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Рядом с "залом шахмат" - в темноте - представлен "Коллективный сон и четыре элемента". Это некая видеопроекция движущихся черточек, обозначающих первоэлементы Вселенной, в которые вторгаются мгновенные кадры древних пиктограмм, эмблем, юнговских архетипов и прочей сакральности. Все это мелькает так ярко и так быстро, что в виде "25-го кадра" внедряется прямо в подсознание посетителя.
В презентации творчества Уго Досси Третьяковка выступила в тандеме со Stella Art Gallery в Скарятинском переулке. В последней представлена серия работ, которую можно обозначить как "резонансное отражение Нефертити". Если инсталляции в Третьяковке - это "мировая премьера" данных работ художника, то работы из Stella Art были показаны впервые Уго Досси несколько лет назад в берлинском Египетском музее, для которого, в общем-то, и создавались. Голограммы с изображениями вариаций на тему египетской царицы и производящие впечатление какого-то чудесного и нерукотворного материала, испещрены золотыми линиями, которые под гипнозом выводились подопытными людьми. Древность истории встречается с глубинами психики и актуализируется художником.
Чем приятно современное искусство, так это тем, что рассуждать и размышлять о нем гораздо плодотворнее, чем наблюдать в реальности. Ну взглянул, ну все понял и пошел себе дальше по хорошо вспаханной ниве изобразительного искусства, соединенного с фуршетом презентаций и светской жизни. Поскольку Уго Досси - человек европейской национальности, то и привечали его вечером в Третьяковке аж два посольства - немецкое и итальянское.