Поэтому один из основных разделов концепции посвящен регулированию корпоративных конфликтов и противодействию недружественным корпоративным захватам. Российская правоприменительная практика последних лет характеризуется заметным всплеском корпоративных конфликтов, в основе которых, как правило, лежит перераспределение собственности.
По оценкам независимых экспертов, с июля 2004 года по октябрь 2005 года в России возникло не менее 60 публичных корпоративных конфликтов с общей стоимостью вовлеченных в них активов более 4 миллиардов долларов.
Как отмечается в документе минэкономразвития, значительная часть захватов происходит через процедуру созыва внеочередного общего собрания акционеров с формированием "параллельных" органов управления обществом. Сразу же после создания параллельного органа управления в суды подается масса исков друг к другу о признании недействительности их решений. Такие иски разбираются годами. Для решения данной проблемы предлагается введение в законодательство института предварительного судебного контроля внеочередного общего собрания акционеров, проводимого миноритариями.
Помимо этого в качестве необходимых мер урегулирования корпоративных захватов предлагается:
l введение понятия корпоративных споров и отнесение их к подведомственности арбитражных судов,
l установление общего принципа рассмотрения корпоративных споров арбитражным судом по местонахождению юридического лица,
l соединение в одно производство тесно связанных между собой требований, вытекающих из одного корпоративного спора,
l формирование критериев соразмерности обеспечительных мер заявленным требованиям, раскрытие информации о судебном разбирательстве и наиболее важных его этапах для заинтересованных лиц по корпоративному спору.
В правительство уже внесен законопроект с поправками в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) и некоторые другие акты законодательства РФ.
Значительное внимание в концепции уделяется реорганизации юридических лиц. К наиболее важной проблеме разработчики относят возможность оспаривания реорганизации, отсутствие возможностей для смешанной реорганизации, большие временные и финансовые затраты процедуры, а также высокие риски акционеров и кредиторов при реорганизации.
Поэтому в рамках совершенствования законодательства о реорганизации предлагается принятие единого федерального закона, посвященного вопросам реорганизации юридических лиц, концепция которого уже согласована и включена в план законопроектной деятельности правительства РФ на 2006 год.
Также в новом году минэкономразвития надеется решить вопрос совершенствования правового регулирования аффилированных лиц. Законопроект об аффилированных лицах был принят в первом чтении Госдумой еще аж в 2001 году. В настоящее время ведется активная работа по доработке законопроекта, и минэкономразвития надеется, что в 2006 году он будет рассмотрен во втором чтении.
Следующий крупный блок вопросов в концепции посвящен совершенствованию организационно-правовых форм юридических лиц. Преобладающей формой юридических лиц на сегодня являются общества с ограниченной ответственностью. Так, по данным Единого государственного реестра юридических лиц на 01.01.2005 года, зарегистрировано 2 240 732 юридических лица, из них обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью -1 327 320, акционерных обществ - 168 583, полных товариществ - 482, товариществ на вере - 697, производственных кооперативов - 24318, некоммерческих организаций - 480 000.
Как считают в министерстве, данная форма показала свою гибкость и эффективность для осуществления предпринимательской деятельности разных типов. Однако в настоящее время назрела необходимость ее совершенствования. Госдума уже приняла в первом чтении проект федерального закона, направленный на регулирование обществ с ограниченной ответственностью, разработанный минэкономразвитием.
Следующая проблема касается акционерных обществ. В настоящий момент большое количество компаний формально имеют статус ОАО, но не являются по сути таковыми. Эти компании возникли в период массовой приватизации, и форма ОАО была навязана им "сверху" регулятивными нормами, считают разработчики концепции. В свою очередь форма закрытого акционерного общества (ЗАО) в существующем виде фактически дублирует институт обществ с ограниченной ответственностью (ООО).
Для системного решения данных проблем предполагается реализовать в законодательстве понимание акционерного общества как единой формы, однако с дифференцированными требованиями к свободе обращения акций и к раскрытию информации в зависимости от того, в каком порядке привлекается акционерный капитал и где обращаются акции.
Кроме того, особое внимание сегодня уделяется вопросам корпоративного управления на предприятиях с участием государства. Речь идет о совершенствовании деятельности советов директоров, политике государства по управлению собственностью, о прозрачности и раскрытии информации государственных компаний. Ряд важных шагов по совершенствованию корпоративного управления на госпредприятиях уже сделан. Разработан порядок отбора кандидатов на должность единоличного исполнительного органа открытых акционерных обществ с участием государства и ФГУПов. Разработан проект приказа Росимущества, в рамках которого предполагается в 2006 году начать внедрение порядка, предполагающего привлечение на конкурсной основе профессиональных менеджеров в качестве представителей интересов РФ. Предполагается также на конкурсной основе привлекать профессиональных специалистов для работы в ревизионных комиссиях. Для целей прозрачности планируется ведение списка таких специалистов и размещение его на сайте Росимущества.
Кроме того, в настоящее время разрабатывается порядок отбора на конкурсной основе и работы управляющих организаций для привлечения их в качестве единоличного исполнительного органа открытых акционерных обществ с принятием ими на себя обязательств по достижению конкретных показателей деятельности обществ, разрешению конкретных проблем их функционирования.
Также минэкономразвития представило в правительство РФ проект постановления правительства РФ "Об основных принципах дивидендной политики в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности", в котором установлены единые принципы, выражающие государственную политику при осуществлении акционерных прав представителям РФ в АО, по вопросам дивидендной политики.
Всего же минэкономразвития планирует внести изменения более чем в десяток законодательных актов и завершить реформу корпоративного права в конце 2007 года. Реализация новой концепции должна вывести на новый качественный уровень систему корпоративного управления в РФ, облегчить создание нового бизнеса и его ведение, повысить привлекательность российских компаний для внутренних и внешних инвесторов. Кроме того, концепция позволит снизить количество и остроту корпоративных конфликтов и ввести механизмы их эффективного урегулирования, повысить результативность государственного регулирования данной сферы, обеспечить необходимую гибкость для будущего развития.