Российская газета | Владимир, случайно ли так получилось, что ваш документальный фильм выходит к телезрителю сразу же после показа нашумевшего сериала "Есенин"?
Владимир Паршиков | По времени мы совпали, конечно, случайно. Хотя, если посмотреть глубже, можно обнаружить внутреннюю закономерность. Трагическая судьба поэта, творившего на переломе эпох, требует нового осмысления. И в этом мы сошлись с Безруковыми.
РГ | Какие материалы явились источником вашей документальной ленты? Что нового открывается зрителю, не равнодушному к творчеству нашего национального гения?
Паршиков | Исследовательская часть работы над фильмом заняла у меня более четырех лет. В фильме четырнадцать действующих лиц, если считать документальную запись разговора с гражданской женой Есенина Надеждой Вольпиной. Используются переписка Есенина, воспоминания близких ему людей, такие уникальные, можно сказать, эксклюзивные материалы, как, например, найденные мной в госкиноархиве съемка бесед с матерью поэта, с его старшей сестрой Екатериной Александровной, раритеты, собранные племянницей Светланой Петровной Есениной, и частная коллекция петербургского исследователя Виктора Ивановича Кузнецова. В общем, все, что можно было добыть из самых разных архивов и источников, исключая лишь спецхраны КГБ.
РГ | Самый страшный вопрос: что случилось с ним 27 декабря в гостинице "Англетер"? - до сих пор остается без убедительного ответа. А какую версию предлагаете вы?
Паршиков | Я не готов делать окончательные выводы. И считаю, что сейчас, при нынешней сумме собранных, документально подтвержденных доказательств, никто не вправе этого делать. Я уже пытался исследовать четыре последних дня жизни Есенина по пунктам и минутам, как следователь. В итоге в прошлом году получился первый мой фильм на эту тему "Правда в петле". Он нигде не демонстрировался, состоялся лишь один закрытый показ в Доме актеров. Лента мне потом самому показалась малоубедительной. Но в результате этого опыта я понял, что последние дни Есенина надо рассматривать в контексте всей его жизни. Без этого не понять мотиваций, а значит, и ничего не понять. Мне кажется, вокруг вопроса "самоубийство или убийство?" сложилась нездоровая атмосфера сенсационности и предубеждений. Получается, что людей больше интересует смерть поэта, чем его жизнь и творчество. Зная глубоко характер Есенина, его любовь к жизни, светлый мир его поэзии, невозможно согласиться с версией о самоубийстве... А дать определенный, окончательный ответ на тот роковой вопрос можно будет, если откроются новые, более достоверные документы и факты. Возможно, что они где-то существуют.
В презентации фильма в Воронеже принял участие Анатолий Прокопенко, заместитель председателя Комитета по делам архивов при правительстве РФ в 1991-1993 годах, руководивший в свое время рабочей группой по изучению архивов ЦК КПСС и КГБ, тоже считает, что окончательные выводы о том, что случилось в гостинице "Англетер" - убийство или самоубийство - сейчас невозможны. Он предложил создать народный комитет по раскрытию всех данных об обстоятельствах гибели Есенина, пригласить зарубежных судмедэкспертов, по требованию родственников поэта провести эксгумацию его праха, расследовать вновь засекреченные так называемые "дела агентов" политической охранки тех лет. С ним согласилась и Светлана Есенина, единственная из оставшихся в живых свидетелей похорон матери поэта. Татьяну Федоровну хоронили в 1955 году рядом с Сергеем Александровичем. И когда часть есенинской могилы оказалась вскрытой, Светлана Петровна увидела чужой свежий гроб. С тех пор она теряется в догадках: может, совершена подмена и на Ваганьковском, в общеизвестной могиле вовсе и нет праха Есенина?