Выяснилось, что из 54 программ полностью профинансированы лишь 30. К тому же деньги выделялись неравномерно, зачастую до 70 и более процентов годовых бюджетных назначений "сваливались" в четвертом квартале. Это в полной мере относится, например, к ФЦП "Экономическое и социальное развитие коренных и малочисленных народов Севера до 2011 года", которая в IV квартале 2004 года была профинансирована на 83,2 процента.
Что касается эффективности трат, то и здесь не все ладно. По некоторым программам остается много "недоделок". Так, объем незавершенного строительства объектов социальной сферы по ФЦП "Старшее поколение" на 1 января 2005 года составил 1,43 миллиарда рублей, или 41,2 процента от общего объема финансирования. Аудиторы также обнаружили нецелевое использование средств - на 16,7 миллиона рублей. В ближайшее время обо всех этих нарушениях СП подробно проинформирует лично минфин и в целом - правительство РФ.
Особый упор будет сделан на эффективность использования бюджетных средств. Это новое генеральное направление деятельности СП - не только следить за законностью трат, но и за тем, какой от этого получился толк. На этой неделе об аудите эффективности говорили сразу на нескольких площадках. Например, глава СП Сергей Степашин на семинаре-совещании по вопросам контрольной деятельности рассказал о том, что сегодня в России завершается формирование трех "вертикалей" финансового контроля. Речь идет о президентском контроле во главе с контрольным управлением главы государства, внутреннем - это поле деятельности минфина, и внешнем - парламентском контроле, который осуществляет Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы регионов. И следует четко определить на федеральном уровне полномочия различных контрольных органов, разумная "специализация" которых позволит получать "трехмерное изображение контролируемых процессов". По мнению главы Счетной палаты, необходимо, не дожидаясь создания соответствующей законодательной и нормативной базы, активизировать сотрудничество контрольных органов разного подчинения для увеличения частоты "контрольных замеров", что особенно важно при реализации национальных проектов и крупных целевых программ.
На 2006 год запланировано несколько контрольных мероприятий по реализации национальных проектов с участием контрольно-счетных органов Астраханской, Владимирской, Тюменской областей, Краснодарского и Приморского краев. По их результатам будут подготовлены сводные аналитические доклады Федерального собрания, Совета по национальным проектам. По мнению главы Счетной палаты, этот опыт можно было бы впоследствии использовать и при развитии взаимодействия между Счетной палатой и Контрольным управлением главы государства. И сразу же определил "точки сотрудничества": согласование планов работ, чтобы исключить дубляж, проведение совместных проверок и систематический обмен информацией.