В нашей стране, судя по разговорам, пессимистов больше. Две проблемы волнуют людей. Политически - 2008 год, как будет обеспечен переход власти без потрясений, а экономически - что будет, когда упадут нефтяные цены.
Причем, если по первому вопросу можно считать, что все в наших руках, и вполне можно мирно провести российский корабль, подняв на нем флаг "преемственность власти" через пороги 2007-2008 годов, то с экономикой все сложнее. Синусоида нефтяных цен разворачивается по какой-то своей логике, мы помним кошмар "нефтедолларового краха СССР". И все чаще звучит вопрос: как нам обустроить Россию... так, чтобы она была устойчивее, чем нефтяные цены?
Кстати, даже своей "иглой" мы "колемся" не самым лучшим образом, другие ловят лучший "нефтедолларовый кайф".
Я недавно был в Объединенных Арабских Эмиратах. Честно говоря - тяжелое чувство. Этот скучноватый земной рай - прямо по картинкам в детских книжках... Стерильная чистота, идеально гладкие дороги, полная уличная безопасность, видимое отсутствие агрессии, как уверяют, лучшее в мире оборудование университетов, больниц, офисов... И ведь все - нефтедоллары! Избавиться от навязчивого вопроса "а что же мы?.." почти невозможно.
Да, их 4 миллиона, нас - около 140. У них климат тоже не сахар (40 градусов в тени почти весь год), но это все-таки лучше, чем наши холода. Они не сверхдержава, у них низкие расходы на армию и госаппарат (впрочем, так ли нам нужны по меньшей мере эти последние расходы?). И т.д. - причин, почему мы живем так, как мы живем, привести можно много.
И все-таки... Я не был в Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, других нефтегородах. Может быть, там тоже созданы свои микроэмираты (многие так и говорят). Но даже Москва, самый привилегированный город страны, наша нефтедолларовая столица, обустроена (например, в архитектурно-строительном отношении) хуже, чем тот же Дубай. Да, "за державу обидно" - ведь если представить себе человека, совершенно незнакомого с историей, то, прилетев из Москвы в Дубай, он, пожалуй, не сразу и сообразит, где тут столица бывшей сверхдержавы, а где - бывшего британского протектората...
Конечно, и здесь ответов много. Один из самых распространенных - "наше все", коррупция, последние 200 (или больше?) лет, разъедающая Россию. И как бороться с этой традицией никто по-настоящему не знает...
И все-таки у нас есть, конечно, то, что ни за какие нефтедоллары не купишь - высокая культура, наука, материальное и духовное наследство великой державы, великой Империи. Правда, и то верно - купить за нефтедоллары это нельзя, а вот размотать - очень даже можно (кстати, чтобы быть справедливым, надо заметить, что как раз в Эмиратах быстро развиваются и современные отрасли экономики, отнюдь не только нефтяная. Так, сейчас в экономике там доля добавленной стоимости, созданной вне нефтяного сектора, составляет около 40% ВВП!).
В общем, кто бы спорил, что нам необходимо диверсифицировать экономику, избавиться от нефтедолларовой зависимости. Дьявол в "деталях" - нужны конкретные соображения, как это сделать, и главное, воля руководства и всего общества, чтобы не плыть, закрыв глаза, вниз по течению нефтедолларовой реки.
Один из главных соблазнов - "раздербанить" под любым благовидным предлогом Стабилизационный фонд. В последний год эта идея становится таким же "пунктиком" общества как пару лет назад другие "плодотворные дебютные идеи" - "изъять нефтяные сверхдоходы" или "пересмотреть итоги грабительской приватизации". В общем, пытливый ум человеческий ищет, где бы "отнять - и поделить" все ту же нефтедолларовую ренту, не ломая голову над тем, что будет потом. Особенно эта жажда отнимать, делить, распределять (а заодно и... пилить - но об этом предпочитают почему-то не распространяться) обостряется, разумеется, в предвыборный период - а до него, как известно, рукой подать...
Вполне естественно, что "либеральные бюрократы" (а иначе говоря - наиболее экономически ответственные министры) как огня боятся вот таких "простых решений", способных лишь подхлестнуть инфляцию (да и коррупцию!). Ответственная финансовая политика столь же необходима, сколь и, мягко говоря, непопулярна.
Кажется, что некоторый разумный компромисс между осторожностью и безответственностью все же найден, когда было принято решение о финансировании в размере 180 миллиардов рублей (и это только федеральные средства) четырех национальных проектов.
Вместе с тем очевидно, что это только стратегическое, принципиальное решение. На пути его реализации будет много подводных камней.
Как впишется в административную машину новый Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов? Конечно, у Дмитрия Медведева должны быть (и есть на самом деле!) самые широкие полномочия. Вместе с тем вполне вероятно - хотя бы по закону борьбы за существование - определенное сопротивление ведомств, особенно сверхмощных экономических министерств (например, минэкономразвития), которые сами хотели бы быть "головными" при разработке данных проектов.
Но дело не только в естественной административной конкуренции (которая, кстати, бывает и на пользу и во вред делу - смотря по тому, как она организована). Главное все-таки в другом - в определении экономической идеологии всей работы по реализации национальных проектов.
Ничем не сдерживаемая административная машина без всякого приказа, просто по чиновничьему инстинкту быстро переходит к дирижистским методам, что полностью противоречит самому замыслу Совета по национальным проектам. С другой стороны - рыночный догматизм некоторых министров (для которых само упоминание о массированных государственных инвестициях звучит как покушение на их символ веры, как святотатство, осквернение алтаря либерализма).
Вот как сложна задача Совета по национальным проектам - пройти между Сциллой "административного восторга" и Харибдой "либерального ужаса". Причем и Сцилла и Харибда имеют и идейную, и прагматическую составляющую.
Но как ни велики трудности в осуществлении этих проектов, ставка еще выше. Ведь кроме экономических соображений есть и еще один момент - психологический. Вспомним: СССР начал захлебываться в нефтедолларовом потоке задолго до того, как упали эти проклятые цены на нефть. Еще относительно сытая страна потеряла перспективу, начался моральный застой. Любому обществу, а особенно российскому нужен ПРОЕКТ, сочетающий прагматические выгоды для отдельного человека с большими планами для страны в целом. И система национальных проектов на сегодняшний день - единственная попытка всерьез решить эту задачу.