В Третьяковке открылась юбилейная выставка Саврасова

Большая выставка знаменитого русского пейзажиста Алексея Саврасова (1830-1897), открывшаяся в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, приурочена сразу к двум знаменательным датам: к 175-летию художника и 150-летию самой галереи.

 

Видно, поэтому она и случилась как раз посередке - юбилей Саврасова прошел незамеченным в мае нынешнего года, а полтора века Третьяковке стукнет в мае будущем. Но, может, оно и к лучшему, что именно сейчас. Когда выходишь из галереи на улицу и видишь вокруг себя смурной пейзаж с дождем и снегом, словно сошедший с картин Саврасова, изобразившего, как никто другой, эту печальную и одинокую землю, где жить труднее, чем умирать, то еще больше проникаешься и его творчеством, и его судьбой.

Кто такой Саврасов, объяснять не надо. "Грачи прилетели" - и все на месте. Однако нынешняя выставка должна, по мнению устроителей, опровергнуть общее мнение об этом художнике как "авторе одной картины, пусть и гениальной".

Еще парадокс: едва ли не самый знаменитый русский пейзажист - "Грачи прилетели" хотели в свое время сделать символом Третьяковки, - удостаивается большой выставки впервые за более чем полвека. Для этого в залах разместили почти сотню живописных работ Саврасова и около полусотни графических. Большинство их поступило из самой Третьяковской галереи, в том числе и из запасников, но есть работы и из полутора десятков музеев России от Серпухова до Барнаула и из частных коллекций Москвы и Питера.

Надо заметить, что пейзажи Саврасова были едва ли не первыми, купленными Павлом Третьяковым для своего собрания. Он приобретал работы этого художника, начиная с 1858 года, и тот был одним из любимейших авторов. Но не все их можно увидеть даже на этой монографической выставке. Дело в том, что в 1930-е годы, следуя директиве о комплектации музеев СССР, многие картины Саврасова отправились по городам и весям России и союзных республик. И большая часть их оказалась сегодня в других государствах. Взять их для выставки из Риги, Баку, Алма-Аты и других столиц ближнего зарубежья оказалось невозможно. Пришлось ограничиться репродукциями в каталоге, куда, кроме представленных работ с выставки, вошли еще и другие произведения Саврасова из 34 музеев бывшего СССР.

При этом на выставке представлены все периоды творчества родоначальника русского "пейзажа настроения". Начиная с красивых романтических видов 1850-

1860-х годов, написанных в русле своего учителя Карла Рабуса, после смерти которого он занял место главы пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и до более поздних работ, в которых Саврасов стремится угождать вкусам любителей академических и даже салонных пейзажей в духе моднейшего тогда академика Юлия Клевера.

Возможно, злую шутку сыграл с художником и феноменальный успех картины "Грачи прилетели". Саврасов участвовал в создании товарищества передвижников, был избран в правление. Первая их выставка в 1871 году была, как известно, не только художественным, но и социальным явлением, привлекшим общее внимание. Именно тогда выставленная картина "Грачи прилетели" стала символом России на все времена, - от "Родной речи" до коробки конфет. Художник потом пытался найти секрет своего успеха, делал повторы, вариации, но тщетно.

Будущий восторг публики совпал с личной трагедией. В Ярославле, куда он уехал с семьей работать, зимой того же 1871 года у Саврасова умерла новорожденная дочь (всего у него было восемь детей, из которых четверо умерли, зато оставшиеся разрослись в целое генеалогическое древо, а сын от второго брака А.А. Моргунов стал членом объединения "Бубновый валет", до чего Саврасов, к своему счастью, не дожил). Тяжело болела жена, и знаменитая картина не могла не отразить всей сложной гаммы переживаний автора, чудесным образом врачуя не только его, но и всех зрителей зримым ощущением будущей вечной весны.

Проникновение в душу русского пейзажа далось художнику нелегко. Болезнь глаз, пристрастие к спиртному, депрессии привели к разрыву с коллегами, увольнению из училища, где учениками Саврасова были Коровин и Левитан, лишению казенной квартиры, краху семейной жизни. Начались скитания, нищета, продажа работ за гроши, гражданский брак с приютившей его женщиной (от которой, среди прочих, родился и сын-авангардист), смерть от белой горячки в сумасшедшем доме для бедных.

Это лирика. А реальность в том, что выставка Саврасова проходит во времена неслыханного ценового бума на произведения русских художников XIX века, в том числе и на его пейзажи. Художник всегда был плодовит, уже в 12 лет он навострился писать романтические виды извергающегося Везувия, продавая их торговцам с Никольской и Ильинки. Его зарубежные поездки в 1860-е годы, общеевропейский пейзажный академизм, поздний трагический период жизни и творчества, копии собственных работ - все это, конечно, дает шанс изготовителям фальшаков и заставляет внимательнее присматриваться к представленным в экспозиции картинам из частных собраний.

Безусловным авторитетом по творчеству художника считается сотрудник Третьяковской галереи Владимир Петров, куратор этой выставки, который, как правило, и дает заключения, что считать "настоящим Саврасовым", а что нет. В экспозиции представлены более двадцати полотен, поступивших от дюжины частных коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга, причем многие произведения неизвестны не только широкой публике, но и специалистам. Среди них, скажем, большая картина "Вид Киева с Днепра на Киево-Печерскую лавру" 1852 года, вдруг возникшая из небытия этим летом и уже осенью представленная на московском антикварном салоне. Теперь вывешенные на стенах и напечатанные в каталоге все они обретают легитимность. Выставка Алексея Кондратьевича Саврасова в Третьяковке продлится до середины марта 2006 года, и у нас всех будет достаточно времени, чтобы выяснить спорные моменты его творческого наследия, а главное, сполна им насладиться.