Российская газета | Шалва Александрович, каков уровень современных выпускников педвузов?
Шалва Амонашвили | Увы, сегодня педагогические вузы готовят не новых учителей, а просто молодых специалистов. В школы идет "старое" молодое поколение: их знания мало отличаются от тех, которые давали в советское время. Мы, как и прежде, готовим предметников - математиков, физиков, словесников... Но нам нужны учителя, которые будут воспитывать, развивать и учить при помощи этих предметов.
РГ | Хочется возразить: ведь советская школа была одной из лучших в мире...
Амонашвили | Я не говорю, что советский учитель был плохим. Но есть некоторые вещи, которые российский педагог получил по наследству от советского, например, авторитаризм. Не секрет, что многие ученики сегодня недолюбливают своих преподавателей именно за это. Конечно, тогдашняя школа давала очень хорошие знания. В этом смысле мы - пример для многих стран. Знания-то остались, но как только Советский Союз распался, все то, что мы якобы воспитывали: интернационализм, доброта, честность, - куда-то исчезло. Значит, не воспитывали, а только учили этому. А воспитывать и учить - явления разного порядка. Результат обучения может проявиться незамедлительно, а вот результат воспитания - процесс очень длительный.
Конечно же, говорить надо и о материальном положении педагога. Учитель сегодня - мало уважаемая, мало оплачиваемая профессия. В педагогические вузы часто поступают те, кому не повезло в более престижных учебных заведениях. В образовательном мире правят женщины. Я очень уважаю женщин-педагогов, но и мужская воля школе необходима. Кроме того, учитель нуждается в свободе, а мы ее постоянно ограничиваем тестами, некими нормами, навязываемыми "сверху".
РГ | Что нужно менять в современном педагогическом образовании?
Амонашвили | Нужно повышать общий педагогический уровень учителей, их психологическую, философскую и даже религиозную подготовку. О чем речь, если многие учителя до сих пор не знают, что такое развитие? О знаменитом психологе Выгодском слышали все, но мало кто может применить его теорию на практике.
Не пора ли нам воспитывать духовность? Кстати, до революции это с успехом делалось. Мы же можем воспитывать любовь, доброту, порядочность, уважение, сострадание... А нам порой бывает все равно: пусть ребенок пишет скверные вещи, главное - грамотно. Сегодня в институтах нужны Бердяев, Соловьев, Ильин, Флоренский, Рерих. Нам нужны вечные реликвии.
Кроме того, мы все время стараемся сузить сферу педагогики, тогда как педагогика имеет богатые классические корни. Вспомните такие имена, как Коменский, Сухомлинский, Песталоцци, Макаренко. В классике заложены основы гуманного сознания. Все это - высшие уровни педагогического мышления. Владея ими, мы могли бы вытеснить и авторитаризм, и силовые методы в педагогике. Вот тогда мы получим лучших президентов, лучших министров, лучших чиновников, которые будут заботиться о стране и о людях.
РГ | Почему вы постоянно говорите, что залогом хорошего учителя является улыбка?
Амонашвили | Учитель всегда должен улыбаться. Этой теме мы даже посвятили международные педагогические чтения. В Московском доме учителя собралось более 600 педагогов из разных регионов России, из стран СНГ и Прибалтики. В улыбке педагоги усмотрели духовный подход взрослого к маленькому. Улыбка - внутреннее состояние учителя, состояние радости, веры. Об этом когда-то писал и Сухомлинский. С помощью улыбки мы взращиваем лучшие чувства и в самих учителях. Ведь знания в руках неблагородного человека очень опасны, они, как сказал Менделеев, подобны сабле в руках сумасшедшего. Сегодня школа потеряла ориентиры - каких детей нужно воспитывать. В январе будущего года тема пятых Педагогических чтений прозвучит так: "Спешите, дети! Будем учиться летать". Каждый ребенок должен знать, что мысль, воображение, фантазия - это крылья для полета, а учителя не должны эти крылья ломать.