Не рой яму другому
Конкуренция в нашем эфире принимает все более шизофренические формы. Иногда с неправовыми обертонами. Так, сравнительно недавно Первый канал показал без предварительного объявления в печатных СМИ фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие", права на демонстрацию которого были куплены телеканалом "Россия". Юридическая сторона этого дела темна. Но этическая - довольно прозрачна: один конкурент подставил другому ножку. Грубый и очевидный фол. При этом сфоливший игрок ничего не выиграл ни в рейтинге, ни в рекламе. Просто руководителю одного канала было приятно сознавать, что у соседа одна из коров сдохла.
И вот теперь пострадавший конкурент сделал ответный ход.
На четверг в линейке документального кино на первых двух федеральных каналах были назначены две премьеры. На Первом - "Последние 24 часа из жизни Евгения Евстигнеева". На "России" - "Гениальный неуч Евгений Евстигнеев".
Глядя в программу, могло показаться, что покойного артиста настигла какая-то круглая дата - либо рождения, либо кончины. Но ничего похожего. Тут другая история.
Игра на опережение
Оба канала, уловив интерес публики к драматическим подробностям жизни и смерти общих любимцев, рвут их на части. Евстигнеев, с этой точки зрения, для рыцарей рейтинга - особо "лакомый" кусок. Его и "заказали" наши телефедералы.
Однако то ли разведка конкурентов плохо сработала, то ли, наоборот, - хорошо, но и Первый, и "Россия" поставили в сетку "Евстигнеева" в один день.
Предпочтительнее выглядела позиция Первого, поскольку там повествование начиналось на час раньше. Тогда "Россия" взяла и перебросила своего "Гениального неуча", дав ему другое название, на день раньше, на среду.
Юмор этих игр в контрпрограммирование состоит в том, что авторы обеих картин, не сговариваясь, родили близнецов-братьев, которые, возможно, сиамские близняшки. Слишком много общего у них - одни фрагменты, одни участники и даже один драматургический шампур, на который нанизаны счастливые и горестные обстоятельства жизни большого артиста.
Конечно, при желании десять различий между картинами нетрудно найти. Конечно, при более внимательном взгляде можно заметить и некоторые преимущества одного "Евстигнеева" перед другим. Мне, к примеру, больше нравится "Гениальный неуч" хотя бы тем, что работа эта более эксклюзивна по документальному материалу и менее претенциозна по подаче, нежели то, что довелось увидеть на Первом канале.
Претенциозность и косноязычный пафос Леонида Якубовича, автора и ведущего "Последних 24 часов", способны убить самые искренние чувства. Как можно продраться к любимому артисту через такую фразу: "Он существовал так заразительно, что втягивал в свою нервную орбиту, в свои актерские краски". Предположим, "втянулся" и тут же натыкаешься на велеречивое: "Он представлял собой первейшей величины бриллиант в этой короне алмазов". И ко всему прочему - реконструкция лысины героя повествования.
Не будь столь живучим дар артиста, конец был бы нашей памяти о нем.
Астральные мужчины
А вот программа "Пусть говорят" в своем формате - вне конкуренции. Я ее как-то в порядке смеха переименовал в "Пусть плюются, тошнятся и испражняются". Думал, что это метафора, а она оказалась почти медицинским фактом.
Вторничный выпуск про астральных жен, в предварительном анонсе которого была обещана еще и встреча Грабового с Кашпировским, наверняка поимел хороший рейтинг.
Грабовой не пришел; передача тронулась в путь под лозунгом: "Кашпировский возвращается!" Он действительно вернулся и дал в ухо плюнувшему ему в глаза доктору, отчего тот распластался на манеже студии. За Уралом, где ток-шоу шло в прямом эфире, телезрителям настолько повезло, что они могли не только увидеть нокаутирующий удар легендарного врачевателя, но и расслышать многоэтажный мат гостей программы.
Если в ней разобраться по-серьезному, то виновником торжества, конечно же, следует считать не астральных мужей вроде Грабового или Кашпировского с их астральными дамами, а Андрея Малахова - вполне астрального мужчину, женатого на аудитории Первого канала.
Кашпировский вернулся и дал в ухо плюнувшему ему в глаза доктору
Время всемогущего гипнотизера Кашпировского, надо признать, прошло. Герой нашего времени - гипнотизер Андрей Малахов, который, когда ему надо, вытаскивает из небытия народного целителя, когда не надо, вырубает его из эфира. Теперь он - повелитель и возбудитель эмоций народных толп и смело берет одну высоту агрессии за другой.
Ругань, взаимные оскорбления, нецензурная брань, плевки, наконец, драка - все это уже стало историей отечественного эфира. Впереди, видимо, массовая потасовка, поножовщина, затем - перестрелка с летальным исходом...
Алаверды тем телеакадемикам, что наградили этого ведущего бронзовым "Орфеем". Алаверды в принципе академии ТЭФИ, что указала Малахову: "Верной дорогой идете, товарищ!".
Последний поезд?..
И уж совсем вне конкуренции была трилогия Олега Попцова "Ваше Высокоодиночество".
В поезде, который в течение трех вечеров кружил вокруг Кремлевской стены, президент телекомпании ТВЦ задавал острые вопросы президенту РФ. Они касались всего-всего - и цен на бензин, и коррупции, и сельского хозяйства, и нравственности бизнеса, и свободы слова, и общенациональной идеи...
Президенту вопросы - ему и отвечать. Хотя под занавес путешествия из Петербурга в Адлер и из весны в осень, как признал сам господин Попцов, первое лицо страны дало на них ответы своими недавними указами и кадровой подвижкой. "Ух, король умница!" - сказал бы один из шварцевских героев.
Но тут и мне, простому телеобозревателю, захотелось сесть в поезд и покружить на нем, но не вокруг Кремля, а вокруг телекомпании ТВЦ, задавая вопросы его Одиночеству - Олегу Максимовичу.
В частности, хочется спросить: отчего у вверенной ему компании такой низкий уровень популярности? В Москве она по среднесуточной доле аудитории в последнюю неделю уступила даже дециметровым каналам СТС и Ren ТV, не говоря о метровых "федералах". В России она пропустила вперед еще и ТНТ.
Могу догадаться, что вы ответите: "Не хотим конкурировать с Малаховым и с "Аншлагом", не хотим участвовать в дебилизации народа. Понимаю. Соглашаюсь. Приветствую. Но тогда почему ТВЦ не поконкурировать с каналом "Культура", от которого ваша телекомпания, господин Попцов, тоже отстала?
...Разумеется, конкуренция - палка о двух концах. Ею можно привести наше ТВ к общему знаменателю не хуже, чем это делал товарищ Лапин своей командно-административной методой. Но ведь и другого способа двигаться вперед, как только вступая в борьбу с конкурентами, нет. Просто борьбу эту хотелось бы видеть честной и творческой.