Таким образом прошла первая "демонстрация флага" США и НАТО в Черноморском регионе. Затем наступило затишье.
С развалом СССР Вашингтон и Брюссель постарались активизировать свое военно-морское присутствие непосредственно у границ новой России.
Но и еще несколько лет назад заход в Черное море боевых кораблей США и европейских стран НАТО рассматривался как чрезвычайное происшествие. Сейчас же черноморская акватория стала для ОВМС (Объединенных Военно-морских сил) НАТО просто одной из их оперативных зон.
Начиная с середины августа 1991 года ОВМС НАТО на плановой основе интенсивно осваивают Черное море. Командование блока ведет целенаправленную подготовку к возможному использованию здесь своих корабельных ударных и амфибийно-десантных соединений.
Это море вообще в последнее время привлекает все страны, у которых есть корабли, способные стрелять. В 1991 году в Черное море заходили 9 кораблей, в 1994 году - уже 27 плавсредств, представлявших 11 стран. А в 1995 году время нахождения кораблей нечерноморских государств в Черном море составило 476 суток.
Сегодня здесь на постоянной основе находится до 20 крупных кораблей НАТО.
С 1992 года к освоению Черного моря на регулярной основе приступили корабли ОВМС НАТО на Атлантике, и впервые после Второй мировой войны отмечен заход отряда боевых кораблей (ОБК) ВМС Германии. Начиная с 1993 года проводятся совместные учения кораблей ВМС НАТО и стран Черноморского бассейна (Украины, Болгарии, Румынии) в рамках программы "Партнерство во имя мира".
Ежедневно через Средиземное и Черное моря проходит не менее 4 тысяч судов. И за ними постоянно ведут наблюдение до 10 натовских судов. Основная их цель - борьба с терроризмом, недопущение провоза контрабанды и оружия массового уничтожения (ОМУ).
B июне этого года командующий Объединенными военно-морскими силами НАТО в Южной Европе (NAVSОUTH) итальянский вице-адмирал Фердинандо Санфеличе ди Монтефорте объявил, что в 2006 году натовская антитеррористическая операция "Активные усилия", которая вот уже несколько лет продолжается в Средиземном море, распространится и на Черное. Подробностей будущей операции, естественно, он не привел. Да и четкий план действий тогда еще не был окончательно сформирован. Не был определен порядок участия в операции страны, которая, как и НАТО, имеет на Черном море свои интересы.
Речь идет о России. Монтефорте заявил, что российский Черноморский флот присоединится к операции, "когда будет готов". Вице-адмирал подчеркнул, что действия ВМФ РФ в рамках "усилий" могут быть аналогичными действиям кораблей Североатлантического альянса - инспекции портов и патрулирование морских коммуникаций.
Чем для России станет эта операция, в ходе которой в непосредственной близости от ее территориальных вод окажутся боевые корабли и самолеты стран НАТО? Вице-премьер РФ, министр обороны Сергей Иванов заявил, что Россия рассматривает свое участие в операции "Активные усилия" как важную составную часть взаимоотношений с Североатлантическим альянсом. "Демонстрация флага в стратегически важных регионах мира" является важным фактором для РФ, полагает Сергей Иванов. Однако в этих дежурных его фразах крылся особый смысл.
В первую очередь это касается "демонстрации флага в стратегически важном регионе". Не российского, а натовского. Каковы бы ни были перспективы российско-атлантического сотрудничества, пока что расширение НАТО на Восток остается для Москвы сильной головной болью. Вероятным противником страны - члены Североатлантического альянса для России быть перестали, но теперь они перешли в статус соперников. Причем игра против этих соперников проходит на территории, которую в течение многих лет в Москве привыкли считать своей. К тому же на этой территории в последнее время Россия проигрывает одну игру за другой.
Важным регионом, на котором Россия пока еще сохраняет сильные позиции, остается Черное море.
Россия, в частности, поддерживает непризнанную республику Абхазия, которая уже много лет находится на грани вооруженного конфликта с соседней Грузией. Важнейшим элементом обороны Грузии является ее флот, который преимущественно состоит из бронекатеров.
Грузия пока не является членом НАТО и поэтому не может активно привлекать потенциальных союзников к решению абхазской проблемы. Однако Запад относится к Тбилиси более чем благосклонно, и грузинские власти, скорее всего, постараются использовать грядущую антитеррористическую операцию в Черном море в своих интересах.
Например в том, что касается бесчисленных конфликтов в абхазских территориальных водах, в ходе которых дело нередко доходит до применения оружия. Ни одно государство в настоящий момент не осуществляет официальный контроль за тем, что происходит в этих водах. А следовательно, Тбилиси может настаивать на том, чтобы именно эта часть Черного моря патрулировалась особенно тщательно. В результате Сухуми лишится возможности контролировать свои морские границы, и Москва ничем не сможет ему помочь.
Крым как источник головной боли
Еще одной проблемой для России может стать Крым. В настоящее время украинский порт Севастополь является главной базой Черноморского флота РФ. Однако Киев, который, как и Тбилиси, активно рвется в НАТО, несомненно, постарается разыграть карту "Активных усилий" в своих интересах. Территориальные воды Украины, которую в НАТО всерьез рассматривают в качестве будущего кандидата в члены альянса, являются вполне логичным местом для проведения натовской контртеррористической операции, но при этом остаются зоной стратегических интересов ЧФ. Присутствие ЧФ в Севастополе может прекратится в 2017 году. Если к тому времени Москва и Киев сохранят прежний политический курс, то, скорее всего, уже в 2018 году Севастополь станет натовской военной базой. Поэтому Киеву уже сейчас нужно сделать все возможное, чтобы помочь "североатлантическим" кораблям заранее освоиться в крымских водах.
Каким образом будет проходить "атлантизация" Черного моря, можно судить по тому, как развивалась операция "Активные усилия" на Средиземном.
"Активные усилия"
Эта операция, кстати, стала первым случаем применения Статьи 5 Вашингтонского (Североатлантического) договора - основного документа НАТО. Альянс применил эту статью 12 сентября 2001 года, на следующий день после того, как Нью-Йорк и Вашингтон атаковали самолеты, захваченные террористами. Формально "Активные усилия" начались 26 октября 2001 года, когда был опубликован соответствующий приказ, в восточной части Средиземного моря. Фактически натовские корабли - на тот момент девять единиц из состава Военно-морских сил постоянного развертывания на Средиземномopьe (SNFM) - приступили к проведению операции в поддержку международной кампании против терроризма уже в начале октября.
Постепенно операция расширилась и стала более масштабной. В 2003 году натовцы приступили к патрулированию Гибралтарского пролива и Суэцкого канала - наиболее уязвимых для нападения террористов мест на Средиземном море.
Кроме патрулирования, натовские корабли и самолеты стали сопровождать суда, проходящие через Гибралтар. По данным на 18 февраля, в рамках этой кампании через пролив были проведены 488 судов. Однако основной деятельностью участников "Активных усилий" стали досмотры плавсредств в Средиземном море. В первую очередь натовцы проверяли их на предмет контрабанды и нелегальных иммигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока, которые направлялись в государства Евросоюза. Среди этих иммигрантов, по мнению командования SNFM, было немало и сторонников экстремистских организаций.
В дальнейшем причастность к терактам в Испании марокканцев показала, что эти опасения не беспочвенны - Средиземное море действительно стало одним из каналов, по которому террористы могли пробираться в Европу. Так или иначе, но к настоящему моменту средиземноморские "усилия" уже охватили собой все море целиком. Теперь на очереди другое море - Черное.
Широтная экспансия
Примечательно, что американское и натовское присутствие по этой линии в точности реализует давний сценарий так называемой "широтной экспансии". Речь идет о маневре по "удушению" Евразии путем блокады по линии береговых зон и перекрытия выходов к морям, сформулированной американским адмиралом Альфредом Мэхэмом.
Формально никаких претензий к НАТО у России быть не может. К Черному морю, кроме России, имеют выход Грузия, Турция, Болгария, Румыния и Украина. Грузия и Украина, хоть и не являются членами НАТО, но активно поддерживают этот блок. А Румыния, Болгария и Турция состоят в Североатлантическом альянсе непосредственно. Таким образом, протестовать против "усилий" Москва не сможет.
Остается одно: принять участие в этой операции. Тем более что Фердинандо Санфеличе ди Монтефорте прозрачно намекнул, что надеется на сговорчивость РФ в данном вопросе. Участвуя в натовской программе, Москва получит реальный шанс отстоять свои интересы в этом регионе. Например, получить возможность патрулировать абхазские территориальные воды - если не самостоятельно, то хотя бы в составе международных групп.
Россия уже активно участвует в международном военно-морском проекте BLACKSEAFOR, в который также входят Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина. В рамках этого проекта в мае прошли учения, обсуждение итогов которых состоялось при участии представителей НАТО. Именно тогда и было подписано "соглашение о взаимодействии", формально разрешившее "Активным усилиям" развернуться на Черном море.
Соперничество без конфронтации
Вряд ли отношения России и НАТО можно назвать конфронтационными. В том числе и в рамках Черноморского региона. Мы наблюдаем тенденцию увеличения контактов альянса и России, инициаторами здесь бывают и та, и другая сторона. Круг вопросов, которые обсуждают главы военных ведомств в рамках диалога "РФ-НАТО", по мнению Сергея Иванова, впечатляет. На саммите "НАТО-РФ" в Брюсселе были обсуждены проблемы в области оборонных реформ, обеспечения оперативной совместимости войск, противоракетной обороны театра военных действий, борьбы с терроризмом.
Россия подписала соглашение о статусе сил стран НАТО и государств, участвующих в программе "Партнерство ради мира", на территории друг друга. С США проведены довольно масштабные учения "Торгау-2005". С этого года началась процедура оперативной совместимости подразделений специального назначения России и НАТО.
А всего План сотрудничества России и НАТО на 2005 год предусматривал проведение более 200 различных мероприятий по военной линии, в том числе - около 50 по вопросам оперативной совместимости, а также участие в совместной военно-морской акции "Активные усилия" в Средиземноморье. Между тем Сергей Иванов недвусмысленно дал понять, что подобные военно-морские учения на Черном море нежелательны. В Брюсселе он заявил: "Мы не видим никакого смысла в расширении мандата на Черное море".
По его словам, "на этом участке есть "Блэксифор", который в состоянии справляться с проблемами в этом регионе". Кроме того, по словам Иванова, "существуют российско-турецкие совместные учения, которые выполняют те же функции, что и "Активные усилия" - перехват нелегальных мигрантов, оружия".
Что может и чего не может Россия
Россия уже не может помешать таким планам. При этом становится возможной де факто интернационализация грузино-абхазского конфликта, поскольку "Активные усилия" направлены на поддержку стабильности и мира в регионах. А неурегулированность российско-украинских пограничных морских споров дает возможность рассматривать Азовское море как международные воды, куда могут заходить и суда НАТО.
А в связи с возможностью реализации проекта канала между Каспийским и Черным морями, о чем недавно сообщали российские СМИ, стоимостью в 5-7 миллиардов долларов, не исключено, что НАТО может появиться и на Каспии. Канал глубиной 16 метров и шириной 70 планируется провести через территорию Калмыкии, Ставропольского края и Ростовской области.
Таким образом, цели России и Североатлантического альянса во многом по-прежнему не совпадают.
В первую очередь, это касается постсоветского пространства. Россия недовольна, когда Молдавия хочет видеть натовских наблюдателей в Приднестровье, Азербайджан ждет от альянса военной помощи и защиты трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, Украина и Грузия просятся в НАТО и их принятие туда - вопрос времени. РФ не нравится возможное присутствие НАТО в Черном море, стремление США обосноваться на Каспии. С точки зрения интересов государства это, видимо, оправдано. Но вот вопрос: зачем Москве так активно дружить с НАТО, если практической пользы, особенно на территории СНГ, от этого мало?
География приграничных территорий
Сегодня Америка постоянно расширяет географию приграничных территорий России, объявляя их сферой своих национальных интересов. Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Д. Джонс, выступая в феврале 2005 года на слушаниях в сенате США, заявил, что "Кавказско-Каспийский регион в возрастающей степени является важным для интересов США.
Этот регион является ключевой географической точкой в процессе распространения демократии и рыночной экономики в страны Центральной и Юго-Западной Азии". Генерал озвучил не только свое мнение, но и стратегическую программу США и НАТО в Кавказско-Каспийском регионе до 2015 года. Россия должна, по мнению США, уйти из региона, чтобы не мешать "перебазированию постоянных и ротационных сил американского спецназа на новые базы", о чем также поведал генерал Джонс. На месте российских военных баз появятся базы США и их сателлитов.
Цель их ясна: Вашингтону нужен плацдарм. Но Российская Федерация все равно останется основным геополитическим фактором на всей территории СНГ. Слишком многое связывает нас с ними - экономические контакты, культура, исторические судьбы, национальные традиции.
Поиск нужной стратегии
России необходимо приложить максимум усилий для поиска нужных стратегий и воплощения их в жизнь. И в этой работе необходимо, с одной стороны, постоянно обладать политической инициативой, с другой стороны - постоянно развивать внутренний потенциал страны. В противном случае мы потеряем контроль, и упустим ситуацию на всех жизненно важных территориях, являющихся сферой национальных интересов России. Складывающаяся ситуация заставляет США спешить. Всем известно, Америка давно разучилась конкурировать честно и в настоящее время исповедует стратегию управляемого хаоса. А чтобы в результате хаоса пожинать плоды, его нужно создать, что и делается на Кавказе.
Легкость, с которой вышибают Россию с территорий, когда-то ей принадлежащих, не может не вводить в искушение наших геополитических противников продолжать растаскивание "советского наследства". И НАТО, и Евросоюз будут дружно наступать на Россию, захватывая ресурсы и оттесняя ее на Восток. Их атлантическая смычка и солидарность оплачиваются Россией и поддерживаются ее слабостью.
Как заявил вчера глава МИД России Сергей Лавров, вопросы, касающиеся планов размещения инфраструктуры НАТО и воинского контингента этой организации в странах, вновь вступивших в альянс, "являются предметом самого пристального внимания России". По его словам, "основополагающий акт Россия-НАТО предполагает, что на территории новых членов альянса не должны размещаться существенные воинские силы". "Однако, - подчеркнул Лавров, - до сих пор нет точного толкования этого термина. Мы добиваемся от НАТО его разъяснения. Не определены и конкретные параметры размещения. В наших консультациях с НАТО мы добиваемся разъяснения этого вопроса. Речь также идет об адаптированном Договоре об обычных вооруженных силах в Европе". Лавров имел в виду размещение баз НАТО в странах Черноморского бассейна - Болгарии и Румынии.Что предполагает резкое увеличение ВМС Североатлантического блока в этом регионе.