Основное недовольство деятельностью правительства заключается в том, что оно не может справиться с ростом цен и падением доходов населения. Среди других претензий к кабинету Михаила Фрадкова были: неспособность справиться с кризисом в экономике (30%) и отсутствие продуманной программы выхода из него (22%), недостаточно эффективная борьба с преступностью (23%), невозможность обеспечить безопасность граждан, справиться с террористами (22%), коррумпированность чиновников (21%).
Действительно, кабинету Фрадкова буквально не хватило нескольких месяцев для того, чтобы за прошедшие полгода выполнить поручения президента в полном объеме. Тем не менее правительству есть чем ответить недовольным. "Не менее 75% всего Послания реализовано в виде принятых законопроектов и запущенных механизмов", - не растеряв за последние, трудные для главного экономиста дни оптимизма, заметил Греф. По его словам, оставшиеся поручения выполняются: законопроекты либо уже внесены в Госдуму, либо находятся на стадии внесения.
"Впервые сложилась такая неплохая тенденция, когда законопроекты не просто приняты, но и полностью подготовлены к реализации в будущем году", - хвалился министр. Он отметил, что в бюджете следующего года, которому, надо заметить, грозят корректировки, предусмотрены серьезные средства на реализацию новых механизмов, направленных на диверсификацию экономики и экономический рост. В числе таких механизмов - Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, механизм поддержки малого бизнеса и экспортеров.
К 1 марта 2006 года в правительство будет внесен законопроект о налоговой амнистии, продолжал перечислять заслуги Греф. Причем шансы на сохранение в этом законопроекте 13-процентной ставки подоходного налога при легализации доходов физических лиц высоки. Хотя, как заметил Греф, рассматриваются предложения о ее снижении. Отсутствие такого законопроекта в правительстве главный экономист объяснил сложными техническими моментами согласования. На самом деле в настоящее время законопроект дорабатывается минфином. И ранее статс-секретарь - заместитель министра финансов Сергей Шаталов объяснял, что законопроект об упрощении декларирования доходов согласовывается для оценки юридических последствий. Более того, в главном финансовом ведомстве в отличие от Грефа не ожидают быстрого рассмотрения этого документа, а с учетом того, что его должны рассмотреть правительство и принять парламент, сроки могут быть сдвинуты. И это - несмотря на то, что изначально предполагалось, что "амнистия капиталов" начнется с 1 января 2006 г.
Но об этом главный экономист решил, видимо, умолчать. Зато напомнил об уже принятых поправках в Налоговый кодекс, направленных на совершенствование налогового администрирования, которые предусматривают упрощение камеральных налоговых проверок, упорядочение выездных проверок. Уже принято и решение об ускоренном возврате НДС по экспортным операциям с 1 января 2007 года. Однако, по оценке экспертного сообщества, принятия этой нормы недостаточно, чтобы администрирование возврата НДС было быстрым и эффективным, указал глава минэкономразвития. "Мы фактически облагаем компании налогом", - призывал к совести законодателей и налоговиков главный экономист. Чтобы устранить подобные проблемы, по его словам, нужно как можно быстрее разработать и внедрить стандарты работы налоговых органов.
В части же информационной открытости, если верить главному экономисту, тоже все в порядке. И президентскую задачу по созданию Общественного телевидения, которое призвано стать "источником информации, свободным от влияния различных групп и интересов", удалось выполнить. В правительство внесен законопроект об Общественном телевидении, подготовленный минкультуры и согласованный ведомствами.
Однако чуть позже выяснилось, что не все сказанное соответствует действительности. Для начала первый вице-премьер Дмитрий Медведев решил уточнить у Германа Грефа, какова же все-таки судьба закона о репатриации капитала. Главный экономист слегка смутился и заметил, что он проходит шлифовку и ему трудно сказать, на какой стадии согласования находится документ. "Может быть, Кудрин скажет", - робко сказал Греф. Министр финансов, конечно же, готов был сказать, но не об этом, а о другом и чуть позже.
- Что надо доработать за оставшееся время? - спросил Фрадков у Грефа.
И только тогда главный экономист признался, что, помимо уже перечисленного, "достичь прогресса" еще предстоит по законопроектам о репатриации капитала и об ограничении доступа иностранных компаний в стратегические отрасли экономики.
Услышав же из уст главного экономиста о том, что проекты концепции и технического задания на законопроект об общественном телевидении внесены в правительство, в министерстве культуры и массовых коммуникаций даже как-то расстроились и заявили, что эти документы в Белый дом не направлялись.
Но главный "камень" полетел в главного экономиста все же от его коллеги по финансово-экономическому блоку. Министр финансов Алексей Кудрин решил напомнить присутствующим, что основными целями Послания было удвоение ВВП и снижение бедности. "Если считать, что срок нашей работы - 4 года (от выборов до выборов), то надо заметить, что 40 процентов времени мы работаем без программы социально-экономического развития страны, - мягко сказал Кудрин. - Надеюсь, что до 1 января 2006 года она все же будет принята".
Чтобы коллеги все-таки не поддавались на убеждения главного экономиста и не переориентировались с борьбы с ростом цен на экономический рост, министр финансов заметил, что главными проблемами российской экономики по-прежнему остаются высокая инфляция и укрепление рубля. "В связи с этим снижается и конкурентоспособность экономики, а согласно программе социально-экономического развития в 2006-2008 годах, и темпы экономического роста, - подводил коллег к определенным выводам Кудрин. - А мы должны повышать экономический рост. Высокая инфляция - это удар по бедным, увеличивающий их число, а мы должны снижать бедность".
В общем, все не так у главного экономиста. Поэтому, по словам Кудрина, и трехлетний перспективный финансовый план нужно утвердить в январе, не дожидаясь марта, как предлагал Греф. Глава минфина подчеркнул, что это является "важнейшим инструментом экономической политики". Впервые такой план будет утвержден не на год, а на три года вперед, что "существенно улучшит качество экономического планирования", которое, видимо, по мнению главного финансиста, оставляет желать лучшего.
Но Фрадков все же, видимо, решил подбодрить главного экономиста и, подводя итоги, заметил, что "работа была проведена большая, недостатки и недоработки видны, но они устраняются".