История с вьетнамским "Боингом", которого минувшим летом приняли за нарушителя воздушного пространства России, получила неожиданное продолжение. Четырем гражданским диспетчерам, управлявшим полетом зарубежного гостя, предъявлены обвинения в совершении уголовного преступления. По версии следствия, они виновны в нарушении правил международных полетов.
Как известно, для проверки всех обстоятельств происшествия тогда же по горячим следам была создана межведомственная комиссия. В ее состав вошли представители Ространснадзора, Минобороны России и других организаций. Комиссия уже в июле провела тщательную проверку всего, что имело отношение к тому полету, едва не приведшему к чрезвычайным последствиям. Согласно отчету именитой комиссии, события развивались так.
12 июля 2005 г. самолет авиакомпании "Вьетнамские авиалинии" Боинг 777-200, регистрационный номер VN-A144, выполнял регулярный пассажирский рейс HVN-525 по маршруту Ханой-Москва (Домодедово). Авиакомпания получила разрешение на выполнение этого рейса у авиационных властей России. Воздушное судно было опознано службами организации воздушного движения и выполняло рейс в воздушном пространстве Российской Федерации под их постоянным контролем. Самолет летел в пределах установленной воздушной международной трассы и не представлял какой-либо угрозы для безопасности других участников воздушного движения, либо чьей-либо еще.
Однако, как оказалось, информация о рейсе вьетнамского "Боинга" и полученном им разрешении на полет над российской территорией не была своевременно доведена до исполнителей, то есть до военных и гражданских диспетчеров. В результате возник конфликт между ними, прозвучали резкие публичные оценки происшедшего со стороны высокопоставленных чиновников. Военные потребовали развернуть самолет обратно, гражданские диспетчеры настояли на продолжении планового полета и довели "Боинг" до посадки в Домодедово.
Произошла обычная неразбериха между двумя ведомствами, отвечающими за проводку самолетов и обеспечение их безопасности. Случай неприятный, но он ускорил принятие давно ожидаемого и нужного решения о создании единого специального органа, ответственного за использование воздушного пространства нашей страны. Указом президента РФ от 5 сентября 2005 года было объявлено об образовании Федеральной аэронавигационной службы, правительству РФ предписано в трехмесячный срок разработать и утвердить положение о новой службе.
На сегодняшний день известно, что проект этого документа был разработан еще в октябре. Однако на дворе декабрь, но положения пока нет и когда новый орган начнет работать в полную силу - неизвестно. Во властных коридорах поговаривают, что чиновники из минтранса не хотят делиться полномочиями и в этом вся загвоздка с согласованиями подготовленного проекта. Но сам по себе факт неисполнения в срок указа главы государства выглядит не очень хорошо.
Пока ответить за возникшую чрезвычайную ситуацию готовятся лишь четыре диспетчера, осваивающие сейчас язык уголовного закона. Их коллеги на своих рабочих местах при малейших сомнениях разворачивают иностранные самолеты прочь от российских границ - подальше от греха и собственной опасности повторить судьбу обвиняемых.
Привлечение диспетчеров к ответственности за нарушение правил международных полетов не имеет прецедентов в отечественной истории. Правда, сама по себе такая норма содержалась в законе СССР 1958 года об уголовной ответственности за государственные преступления. Но ее наличие правоведы в наше время характеризуют не иначе как продукт закрытости бывшего Советского Союза в условиях "холодной войны". К тому же эта норма касалась не диспетчеров. По советской уголовно-правовой доктрине за такое преступление могли нести ответственность только члены экипажа, управляющие воздушным судном.
Сергей Юрьев
ПРЕЗИДЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ ВОЗДУШНОГО ПРАВА, ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК