Как и следовало ожидать, дольше всего (целых минут десять) члены СФ обсуждали нашумевший законопроект о контроле за деятельностью некоммерческих организаций (НКО). Представлявший палате этот проект глава Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов напомнил сенаторам, что поправки в законодательство об НКО вызвали бурную дискуссию не только в России, но и во всем мире. Планы наших парламентариев по ужесточению контроля за некоммерческими организациями были осуждены Европарламентом, конгрессом США. Частично сформированная Общественная палата тоже успела высказаться по этому поводу, попросив парламентариев перенести рассмотрение поправок по НКО хотя бы на январь 2006 года. Наконец, в самом начале декабря президент Владимир Путин направил в Госдуму заключение с предложением подвергнуть ряд положений закона "существенной переработке".
По словам Шудегова, отечественные парламентарии "предельно внимательно" прислушались к мнению президента, зарубежных коллег и членов Общественной палаты. В результате, по мнению сенаторов, получился довольно либеральный законопроект, существенно отличающийся от первоначального "драконовского" варианта. Так, например, изначально предполагалось ввести запрет на учреждение некоммерческих организаций не проживающим постоянно в России иностранцам и лицам без гражданства. В новом варианте закона написано, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в РФ, могут быть учредителями и участниками некоммерческих организаций.
Кроме того, раньше парламентарии намеревались наделить регистрирующие органы правом запрашивать у НКО их финансово-хозяйственные документы. Однако в итоге депутаты и сенаторы пришли к выводу, что такая схема приведет к коррупции - чиновники будут просто шантажировать руководителей наиболее богатых некоммерческих организаций и вымогать взятки за регистрацию. Поэтому было решено запретить регистрирующим органам осуществлять контроль за финансовой деятельностью НКО. Впрочем, сенатор Людмила Нарусова сообщила вчера коллегам, что она нашла в новых поправках лазейку, которая позволяет органам регистрации один раз в год в рамках плановых проверок требовать у НКО финансовые отчеты. Таким образом, по мнению Нарусовой, "половинчатая демократизация" законодательства об НКО не приведет к устранению коррупции и заметному облегчению деятельности некоммерческих организаций. Однако эти доводы не убедили большинство сенаторов, которые практически единодушно одобрили поправки в законодательство об НКО.
Кроме того, вчера верхняя палата одобрила поправки в Закон "О политических партиях", которые дают право любой партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать президенту своего кандидата на должность губернатора. Людмила Нарусова, которая вчера взяла на себя роль "возмутителя спокойствия", сообщила, что этот закон неминуемо приведет к полному сращиванию в регионах исполнительной и законодательной власти, что также приведет к коррупции и всевластию чиновников. По ее мнению, действующие губернаторы, используя административный ресурс, без труда смогут обеспечить на региональных выборах победу "нужных им депутатов и партий". А прошедшие в парламент депутаты, в свою очередь, будут предлагать президенту переназначить действующего губернатора. В ответ на эти рассуждения глава Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин сообщил, что за президентом останется право отвергнуть предлагаемую партией-победительницей кандидатуру и предложить взамен другого кандидата. Согласившись с тем, что президент у нас лучше всех может разобраться в региональной кадровой политике, сенаторы приняли изменения в Закон "О политических партиях".
Уже под конец заседания сенаторы, решив, видимо, продемонстрировать, что на федеральном уровне никакого сращивания законодательной и исполнительной власти не существует, нашли повод пожурить правительство. Инициатором критики в адрес кабинета министров стал глава Счетной палаты Сергей Степашин. Его выступление прошло почему-то в рамках традиционного "правительственного часа" - вчера многие сенаторы шутили, что этот час вполне можно было бы назвать "антиправительственным". Степашин вчера тоже был афористичен: поднявшись на трибуну, он сообщил, что сильно простудился и теперь будет говорить "голосом самого Высоцкого". Он сообщил, что кабинет министров нередко проявляет "формальный подход" к рассмотрению предписаний и поручений Счетной палаты о нарушениях финансовой дисциплины. Более того, обычно рассмотрение указаний аудиторов СП передаются внутри правительства тем самым ведомствам, которые и были замечены в нарушениях. "Можете себе представить, какие ответы мы от них получаем", - мрачно заявил Степашин. К счастью, он не стал дословно цитировать эти ответы, ограничившись замечанием о том, что по отношению к чиновникам должны быть введены меры административной ответственности за невыполнение поручений Счетной палаты. Кстати, сенаторы намерены в следующем году внести в законодательство соответствующие поправки.
Степашин также признался, что едва ли не самой "эффективной формой работы Счетной палаты" являются его личные встречи с президентом, которые происходят с периодичностью примерно раз в три-четыре месяца. "Я всегда кладу президенту на стол свой доклад, в котором указаны конкретные случаи финансовых нарушений и нецелевого использования средств органами власти и компаниями. И если президент ставит на доклад свою резолюцию и подпись, то дело сдвигается с мертвой точки - проблемы решаются", - признался глава Счетной палаты. Он призвал сенаторов научиться требовательнее относиться к министрам, не голосовать послушно за каждый новый федеральный бюджет и попросил их активнее контролировать исполнение предписание Счетной палаты. Сенаторы пообещали подумать на эту тему.