"Елочке" исполнилось 100 лет

Надо сразу сказать, что у этой елочки два юбилея, и один, поэтический, мы уже отметили - в 2003 году. Сто два года назад московский журнал "Малютка" напечатал стихотворение "Елка", подписанное только инициалами автора - А. Э.

"Я не хотела быть известной, но и не писать не могла", - так, уже в 50-х годах, объяснила свою застенчивость Раиса Кудашева, всю жизнь скрывавшаяся под литературными псевдонимами. О бывшей княгине (бедная гувернантка вышла замуж за князя-вдовца, но скоро сама стала вдовой, а в годы революции лишилась и имущества, и титула) Александр Фадеев однажды сказал: "Ее стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась". Сама Раиса Адамовна долго и не подозревала, что ее стихотворение положено на музыку, пока не услышала ее случайно в поезде, где маленькую девочку попросили "спеть что-нибудь для пассажиров".

Но припомним стихотворную елочку, первоначальный вариант:

Елка

Гнутся ветви мохнатые

Вниз к головкам детей;

Блещут бусы богатые

Переливом огней;

Шар за шариком прячется,

А звезда за звездой,

Нити светлые катятся,

Словно дождь золотой...

Поиграть, позабавиться

Собрались дети тут

И тебе, ель-красавица,

Свою песню поют.

Все звенит, разрастается

Голосков детских хор,

И, сверкая, качается

Елки пышный убор.

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

"Спи, елка, баю-бай!"

Мороз снежком укутывал:

"Смотри, не замерзай!"

Трусишка зайка серенький

Под елочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк,

Рысцою пробегал.

Веселей и дружней пойте,

деточки!

Склонит елка скорей

свои веточки.

В них орехи блестят

золоченые...

Кто тебе здесь не рад,

ель зеленая?..

Чу! Снег по лесу частому

Под полозом скрипит.

Лошадка мохноногая

Торопится, бежит.

Везет лошадка дровенки,

На дровнях мужичок.

Срубил он нашу елочку

Под самый корешок.

И вот ты здесь, нарядная,

На праздник к нам пришла.

И много-много радости

Детишкам принесла.

Веселей и дружней пойте,

деточки!

Склонит елка скорей

свои веточки.

Выбирайте себе,

что понравится...

Ах, спасибо тебе,

ель-красавица!..

А. Э. 1903 г.

Через два года это стихотворение попалось на глаза моему деду, музыканту-любителю Леониду Карловичу Бекману. В доме N 5 по Малому Патриаршему переулку только что произошло прибавление семейства - 30 октября родилась маленькая Оля, и в тот же день старшей дочке, Вере, исполнилось два года. Москва была охвачена всеобщей забастовкой: трамваи не ходили, не работал водопровод, надрывно ревели гудки заводов и фабрик. В декабре на Малой Бронной и Патриарших прудах уже летали снаряды и громоздились баррикады, куда восставшие унесли и ворота бекмановского дома; а на чердаке того же дома профсоюз булочников хранил оружие. Бежать с двумя маленькими детьми было некуда. Шальные пули могли залететь в окна, поэтому всю осень семья отсиживалась во внутренних комнатах.

В один из таких дней мой дед решил развлечь старшую дочку и, посадив ее на колени, подсел к фортепиано. Перед ним лежал журнал "Малютка" со стихотворением "Елка", подписанным инициалами А. Э. Он сразу обратил внимание на то, что стихотворение написано двумя поэтическими размерами. Знаменитый теперь музыкальный мотив сразу родился для строчек, написанных простым четырехстопным ямбом - про зайчика и волка, про метель и мужичка, про радость детишек.

"Какая красивая мелодия! - крикнула из спальни его жена, Елена Александровна (моя бабушка), которой врачи после родов еще не разрешали вставать. - Запиши ее!" Как гласит наше семейное предание, дед на это ответил: "Да я же неграмотный!" На самом деле он бегло читал с листа, но боялся наделать ошибок в записи. И это сделает Елена Александровна, золотая медалистка Московской консерватории. Он принес ей нотную тетрадь, и бабушка тут же записала только что услышанную импровизацию.

Вот так родилась "Елочка" - сначала в стихах, потом в музыке.

Как ни странно, человек, сочинивший песенку, не был музыкантом. Леонид Карлович родился в 1871 году, мечтал поступить в консерваторию, но отец его был категорически против: музыка - не мужское занятие. Пришлось ему стать агрономом - окончил сначала "естественный" факультет Московского университета, потом Сельскохозяйственный институт (ныне Тимирязевскую академию). В университетском хоре он иногда заменял солиста - своего студенческого товарища Леонида Собинова.

Меня всегда очень радовало, что еще при его жизни "Елочка" стала в нашей стране новогодним гимном. Только представьте, что она не выросла в лесу, не облеклась в стихи, не легла на ноты, не вышла в первом сборнике Бекманов "Верочкины песенки" (с надписью на обложке "Слова заимствованы"), который за короткий срок выдержал четыре издания, - насколько этот праздник был бы скучней! Религиозная тематика при советской власти считалась неуместной, а тут - елочка, зайчики, детишки и никакой политики. Правда, "мужичка" на некоторое время сменили на "старичка", чтоб уж никакой классовой принадлежности не проглядывало.

По-видимому, окончательный вариант и аранжировка "Елочки" принадлежит Елене Александровне Щербиной (моей бабушке), хотя она никогда не упоминала о своем соавторстве. В Московской консерватории - она была принята туда в шесть лет! - ее имя выбито на мраморной доске золотых медалистов рядом с именами Рахманинова, Скрябина, Игумнова, Глиэра. Леонид Карлович и Елена Александровна поженились в 1903 году.

Жили на Малом Патриаршем, жили небогато: дом закладывался и перезакладывался. В то время жильцы соседних домов даже держали коз. Дед работал в департаменте земледелия, бабушка давала концерты. Она первая познакомила Россию с произведениями французских композиторов Дебюсси и Равеля.

В музыкальной профессии есть такой термин: произведение в четыре руки. История "Елочки" - это тот редкий случай, когда произведение написано в шесть рук. Первой ее исполнительницей была маленькая Верочка (моя мама). А уж сколько рук за сто лет перелистали ноты "Елочки", просто не сосчитать.