В конце января в Баварии прошел 50-й юбилейный зимний мотослет «Элефантен треффен» (в переводе – встреча слонов). Русские зимние байкеры называют сами себя и себе подобных «обморозками». Таковых со всех уголков Европы съехалось около 10 тысяч. Впервые следы колес оставили на сборище слонов и ярославцы – член байк-клуба «Черные медведи» Михаил Шаров, прозванный за свой немецкий мотоцикл Бумером, и постоянный участник мотопробегов Людмила Ивановна Сопотова по прозвищу Лис (за основу взяты инициалы).
У Лиса, которую многие из уважения к возрасту и положению все же называют по имени-отчеству, есть свой мотоцикл. Людмила Ивановна, курирующая в мэрии Ярославля торговлю и сферу услуг, увлеклась мотоспортом несколько лет назад совершенно неожиданно для себя. Опыт странствий у Лиса уже немалый – Минск, Крым, города Центральной России. В прошлом году преодолела 14 тысяч километров – до Байкала и обратно.
Но в это дальнее путешествие она все же решила отправиться на машине Бумера, к которому тот ради такого случая специально приделал коляску от «Урала».
На улице было минус 32 градуса, когда экипаж отправился в путь. Дни потепления «медведей» не коснулись, все время сопровождал мороз – они его привезли в Германию, с ним и вернулись обратно.
Ехали на скорости 120 – 140 км в час, остановки делали через сотню километров, чтобы размяться и попить горячего чая. В пути постоянно дул боковой ветер, который все время тянул руль в сторону, снег мешал рассмотреть дорогу, превратившуюся в ледовую дорожку. Воздухоотводы в шлемах постоянно замерзали, дышать было трудно. У Бумера от мороза разорвало немецкую покрышку, пришлось менять на свою.
В Польше дорога была сплошной каток, почти все одиночники падали – кто на дорогу, а кто в кювет. При перестроениях Людмиле Ивановне казалось, что приделанная к БМВ люлька от «Урала» заедет под колеса грузовиков. Всю дорогу мешал багаж за головой, о который постоянно стучал ее двухкилограммовый шлем. От тяжести последнего болела шея, ветрового стекла не было, а от морозной струи воздуха и снега отделял лишь короткий полог.
Михаил еще в начале пути сказал Людмиле Ивановне: «Будет трудно – стучите в спину». Но она ни разу этим правом не воспользовалась. По мнению Михаила, экспедиция имела успех во многом благодаря стойкости Лиса, ее беспрекословному подчинению. «Цепь настолько прочна, насколько прочно слабое звено. У нас это звено было очень прочным», – сказал он. В ответ Людмила Сопотова призналась, что Михаил – настоящий джентльмен, она никогда не чувствовала с ним неудобства.
Обогнув Пассау, ярославцы подъехали к месту назначения.
– Сколько было мотоциклов – уму непостижимо! Приехали мужики со всего света – англичане, французы, немцы, греки, словаки, только черта с рогами не было. На мой взгляд, это самые замечательные люди, умеющие не только работать, но и дружить, – вспоминает Людмила Сопотова.
К россиянам и ярославцам отношение было особое. Европейцы знали, что такое зимнее путешествие – январский мороз помог им понять силу духа наших байкеров.
Вернувшиеся в Ярославль и вышедшие из мотоцикла «медведи» были удивительно похожи на космонавтов – толстые специальные куртки и брюки и тяжелые снегоходные шлемофоны затрудняли движения.