Как в регионах реализуется закон и местном замоуправлении

Дальний Восток

Первая ласточка 131-го ФЗ прилетела на Камчатку сразу после Нового года, когда в Елизовском районе ребром встал вопрос: чем платить за топочный мазут, чтобы предотвратить энергокризис. Районный бюджет до сих пор не принят, кошелек пуст, а зима в разгаре.

Ни один поставщик не хочет работать с Елизово на перспективу - и это пока главный вывод, который вытекает из его "самостоятельности". Ибо бюджет - это документ, гарантирующий оплату. Благо областная администрация перечислила Елизовскому району 43 миллиона рублей в счет положенных 107 миллионов финансовой помощи, предусмотренных на весь первый квартал текущего года. Но надеяться на "старшего брата" по истечении переходного периода будет уже нельзя. 131-й закон, как и любой другой, суров.

Приблизить власть к народу - идея красивая. Но власть крепка, если у нее есть деньги. А 98 процентов муниципальных образований округа - дотационные! Вот пример: чтобы долететь до поселения Арка на Охотском побережье, нужно потратить на топливо весь его годовой бюджет! И таких крошечных поселений не счесть: на Дальнем Востоке отныне 1418 муниципальных образований (МО), в том числе - 695 вновь созданных. Зато в них только муниципальных служащих теперь более тридцати тысяч.

Если у МО осталось лишь три вида налогов для пополнения собственного бюджета, то очевидно, что их самостоятельность будет исчерпываться числом крупных налогоплательщиков. Уже сейчас нетрудно предположить, кто будет действительно самостоятелен, а кто лишь де-юре. В полном объеме решать вопросы местного значения смогут лишь муниципальные образования в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и Амурской области.

- Для создания правового фундамента 131-го закона наша Дума приняла более тридцати краевых законов, - говорит депутат Хабаровской краевой Законодательной Думы Александр Петров. - Пришлось голову поломать: у нас теперь главы муниципальных образований одновременно возглавляют и местные администрации. Так сделано, чтобы уйти от принципа "двух портфелей", ради экономии бюджетных средств и устранения возможных конфликтов между "всенародно избранным" руководителем и нанятым по контракту должностным лицом. Вскрылось и немало проблем. В Хабаровском крае несколько тысяч объектов - бывшие военные городки, ведомственное жилье, здания культурного и хозяйственного назначения. Все они зависли в неопределенности. На них нет ни техпаспортов, ни других необходимых бумаг. В крае только на оформление этих первоначальных документов требуется около тридцати миллионов рублей. Для центра, думается, самое правильное - разрешить перераспределить это имущество по факту. Но даже в этом случае процесс может затянуться на 2-3 года.

В любом случае, считает депутат, тормозить выполнение закона уже нельзя - иначе мы внушим людям неуважение к власти, которая свои же решения не выполняет. А спикер Хабаровской краевой Законодательной Думы Юрий Оноприенко опасается к тому же, что главы районов с нищим бюджетом могут ради выполнения жизненно важных задач идти на сделку с теми, кто имеет деньги и не дружит с законом - чего допустить уж точно нельзя.

Ставропольский край

Другая ситуация - в Ставропольском крае. Здесь, как на "экспериментальной площадке", 131-й ФЗ стали реализовывать на год раньше. Существовавшая с 1996 года в крае модель организации местного самоуправления по поселенческому типу во многом соответствовала новым требованиям реформы. С другой стороны, и это главное, к подготовке реформы край приступил с самого начала работы комиссии Дмитрия Козака над ее концепцией.

До начала реформы в крае было 290 муниципальных образований, то сейчас их 330: девять городских округов, 26 муниципальных районов, 14 городских и 281 сельское поселение. Почти год работы в новых условиях показал, что муниципальные образования получили больше возможностей самостоятельно решать местные вопросы. По данным правительства края, общий объем расходов местных бюджетов вместе с субвенциями на исполнение отдельных госполномочий по сравнению с 2004 годом вырос почти в два раза, а его доля в консолидированном бюджете Ставрополья составляет теперь около 55 процентов, тогда как в 2004 году едва превышала 30 процентов. В муниципальную собственность уже передано около пяти тысяч объектов недвижимости, среди них почти тысяча юридических лиц - это учреждения образования, культуры, здравоохранения, предприятия ЖКХ.

Интерес людей к МСУ тоже вырос - в прежние годы в слабых дотационных МО активистов буквально уговаривали баллотироваться в муниципальные органы власти. На местных выборах 2005 года соискателями каждой должности главы МО выступали почти по пять кандидатов, на одно депутатское место - два с половиной.

В то же время, по мнению губернатора края Александра Черногорова, создание эффективного механизма функционирования местного самоуправления только начинается. На практике переход к новым межбюджетным отношениям привел к резкому увеличению финансовой помощи из бюджета края муниципальным образованиям, сокращению количества доноров среди них. Сегодня, по словам Черногорова, это самая главная проблема, которую надо решить, чтобы не дискредитировать саму идею местного самоуправления.

Многие полномочия органов МСУ на "благополучном" Ставрополье тоже не подкреплены финансами. Некоторые новые функции, например, в области гражданской обороны, пожарной безопасности превращаются в "дремлющие", не финансируемые в полном объеме мандаты.

Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге, как сообщила "РГ" председатель Комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с ОМСУ правительства города Нина Шубина, к реализации 131-го закона готовы. "Нам не пришлось столкнуться с теми проблемами, которые стояли перед многими регионами страны, - сказала она.- Питерские муниципалитеты созданы еще в 1997 году по поселенческой модели. Всего их в городе на Неве 111, причем ни их число, ни территориальную основу устройства МСУ изменять не пришлось.

Другое дело полномочия местного самоуправления. В Северной столице перечень функций муниципалов расширен региональным законом "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге". В законе прописан 41 вопрос местного значения. Муниципалам вменили в обязанность работу с молодежью, детьми, социальные программы, благоустройство дворовых территорий и развитие малого бизнеса, наделили правом решать проблемы, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием, содействовать созданию товариществ собственников жилья и пр. Однако муниципалы Северной столицы полагают, что фактической передачи каких-либо значимых функций и полномочий не состоялось: "считать безнадзорных собак и деревья" - не полномочия, утверждают они. Зато благоустройство дворов, ремонт подъездов и прочие полномочия им придется закреплять дополнительными документами. Кроме того, органам местного самоуправления так и не удалось убедить исполнительную и законодательную власти Петербурга в необходимости и целесообразности самостоятельного формирования местных бюджетов. Деньги муниципалам будут выделять из специального фонда в зависимости от выполняемых задач. Более того, счета муниципалитетов будут не в тех банках, которые они выбрали сами, а в казначействе. Председатель Ассоциации муниципальных образований городов и поселков Санкт-Петербурга Валентин Капицын отмечает, что "более чем в 20 раз сокращены источники доходов, полностью исключена муниципальная собственность на объекты народного образования, здравоохранения, бытового и культурного обеспечения населения, общественный транспорт". Как уверяет Нина Шубина, "когда появится высокий профессионализм, тогда и наделят муниципалов многими полномочиями". А тем временем необходимо "научиться просто работать", а умножать и делить "умеют и другие". По словам Шубиной, Смольный готов приостанавливать деятельность не справившихся с работой органов МСУ через суд и Законодательное собрание, назначать временные администрации до проведения новых выборов. А закон будет нарушаться, "потому что не всем захочется расставаться с зарплатой и идти под контроль", - добавляет Шубина.

Нижний Новгород

Леонид Седов, министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области во время майского совещания по проблемам местного самоуправления, руководимого председателем Государственной Думы Борисом Грызловым, уже высказывал на страницах "РГ" свои опасения по поводу практики применения нового закона. Сейчас, по его словам, они только окрепли.

"В условиях плачевного состояния, в котором находится нижегородский агропром, - считает Седов, - говорить о стабильных поступлениях в бюджеты сельских МО не приходится. Кроме того, муниципалитеты должны изыскать деньги на межевание земли (и немалые, поскольку заняты этим частные структуры). Появляется реальная опасность, что власти поселений и районных муниципальных образований, чтобы хоть как-то заткнуть бюджетные дыры, пойдут по наиболее легкому и годами проверенному пути - введут особые повышающие коэффициенты для тех предприятий, которые способны платить. В частности, это может коснуться налогов на землю и ряда других.

Возникновение дополнительных муниципальных образований означает создание огромного чиновничьего аппарата. При этом совершенно неясно, насколько квалифицированные кадры получат властные полномочия, и смогут ли они действительно работать на благо людей. Уверен, что уже очень скоро мы услышим стоны и крики органов местной власти, которые в одночасье останутся без бюджетных средств. Конечно, есть умелые и опытные главы администраций. Но в целом уровень их компетентности весьма низок. Грубо говоря, где в деревне столько трезвых мужиков найти, чтобы избрать их депутатами? А ведь им предстоит принимать собственные законодательные акты, решать множество сложных вопросов".