Депутаты намерены выселить игорный бизнес

Появление в городах, чей статус не дорос до "федерального значения", новых игровых залов и казино, которым будет отказано в месте на московских и питерских улицах, конечно, прибавит хлопот местным властям, но ведь и доходных денег в местные бюджеты тоже.

Законопроект об увеличении налоговых ставок Дума 2 декабря прошлого года уже приняла в первом чтении. В соответствии с ним пределы ставок увеличиваются на каждый игровой автомат в два раза - с существующих "от 1500 до 7500 рублей" до "от 3000 до 15 000 рублей", а на каждый игровой стол - с существующих "от 25 000 до 125 000 рублей" до "от 75 000 до 150 000 рублей".

Поправки в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", которыми как раз и вводится запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, на территории городов и курортов федерального значения, предполагалось обсудить на сегодняшнем пленарном заседании Госдумы. Однако Совет нижней палаты решил перенести оба законопроекта на февраль и рассмотреть их в связке, в одном пакете. Несмотря на противоречивые мнения по поводу этих документов и высказанные некоторыми наблюдателями подозрения, что думцы здесь ведут какую-то свою азартную игру, член Комитета ГД по бюджету и налогам Владимир Пекарев ("Единая Россия") считает, что законы будут приняты в весеннюю сессию, потому что инициатива авторов этого законопроекта представляется ему весьма логичной, актуальной, разумной.

Азартными играми заболевает в России с каждым годом все больше и больше людей. И это, убежден Пекарев, беда. И с ней надо бороться.

Правда, у депутатов пока нет объяснений, чем же провинилась провинция, которую вместе с дополнительными деньгами хотят наградить и бедой. Авторы законопроекта "единороссы" Наталья Бурыкина, Валерий Драганов, Андрей Макаров, Виктор Плескачевский, Владислав Резник и Глеб Хор называют только причины, по которым столицы предполагается лишить игорных домов и части доходов.

Внесение проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", говорят они в пояснительной записке, "обусловлено ситуацией, сложившейся в связи со значительным ростом количества казино и прочих игорных заведений". Это провоцирует рост социальной напряженности и несовместимо с особым статусом городов федерального значения, к которым относятся Москва и Санкт-Петербург, имеющие "политическое, историческое, социально-экономическое, культурное и прочее значение для всего российского народа".

Не место, по мнению авторов законопроекта, игровым заведениям и на курортах федерального значения. Их особый статус "предполагает создание и развитие лечебных и лечебно-профилактических учреждений, а не игорных заведений".

При этом законодатели ссылаются на мировой опыт регулирования деятельности игорных заведений - "во многих странах такая деятельность разрешается только в определенных населенных пунктах, не являющихся историческими центрами, или обладающих особыми ресурсами, способствующими оздоровлению населения".

То есть - да здравствуют российские Лас-Вегасы?!

подробности

А вчера Госдума должна была рассматривать во втором чтении законопроект, который предусматривает в два раза повысить налоги на игорный бизнес. Но этого не случилось.

Документ застопорился в налоговом подкомитете Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Причины задержки, как объяснили "РГ", чисто технические: минфин якобы пока не обладает полной статистической информацией и потому не смог дать свое заключение.

Налоговый законопроект серьезно меняет правила. Так что игорному бизнесу есть что лоббировать, есть что отстаивать. Действующие сегодня ставки налога были рассчитаны на основе экономических показателей 2001 года и с тех пор не менялись. Об этом корреспонденту "РГ" подробно рассказал член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Чижов, курирующий этот документ. Воротилы азартных игр все это время, по сути, находились в льготных условиях, и, понятно, не сидели сложа руки. Количество игорных заведений за последние два года увеличилось в 3,5 раза, а число игровых автоматов - более чем в 5 раз. Доход только от игровых автоматов в 2005 году превысил 100 миллиардов рублей, в то время как сумма налоговых отчислений составила всего 12 миллиардов рублей. Такой размер отчислений сопоставим лишь с суммой транспортного налога, поступающей в бюджет от граждан. Однако поправки в главу 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса муссируются почти полгода. "Простой" вылетает государству в копеечку. Если предположить, что после вступления закона в силу игорный бизнес начнет приносить в казну государства доход более 24 миллиардов рублей, то несложно подсчитать, что каждый месяц задержки обходится стране почти в 2 миллиарда рублей.

Кроме того, сегодня нет прямой зависимости между уровнем экономического развития региона и установленными в нем налоговыми ставками на "одноруких бандитов". Например, в таком промышленно развитом регионе, как Самарская область, до недавнего времени действовала практически самая минимальная ставка - 1650 рублей в месяц за игровой автомат и 38 500 рублей за игровой стол и тотализатор.

Рассматривается в Госдуме еще несколько законопроектов по игорному бизнесу. Один из них - "О деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и производству игрового оборудования" - внесен группой депутатов во главе с Валерием Драгановым. Этот законопроект уже прошел через Совет ГД и рассмотрен на Комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму. Как известно, регулирование игрового бизнеса осуществляется сейчас только подзаконными актами. В законопроекте есть исчерпывающий, но пока, к сожалению, закрытый перечень разрешенных в России видов деятельности по организации и проведению азартных игр и пари, а также производству игрового оборудования. Коме того, он запрещает работу игорных заведений в жилых домах, в зданиях детских садов, школ, вузов, медицинских учреждений и организаций, осуществляющих культовую или иную религиозную деятельность. В качестве специального положения - запрет на участие в азартных играх и пари лиц, не достигших возраста 18 лет. Альтернативный законопроект "О тотализаторах и игорных заведениях", внесенный депутатами Самошиным и Лебедевым, предлагает вообще вынести игорные заведения за границы населенных пунктов. Это, кстати, отвечает мировой практике. Также предусматривается порядок выдачи и отзыва лицензий на осуществление игорного бизнеса. Так что депутатам предстоит решить, какую из этих "разработок" взять за основу. В любом случае его рассмотрение планируется после решения вопроса о повышении налога на игорный бизнес.

"Однако повышать налог и вводить ограничения надо осторожно, чтобы игорный бизнес не перестал существовать как таковой, - предупреждает Чижов. - Слишком высокий рост налоговых ставок может загнать игорный бизнес в "тень", и тогда поступления в бюджет резко сократятся". И все-таки не будем лукавить, предлагаемые законопроекты направлены не только на повышение доходов государственной казны, но на сокращение игорного бизнеса. В первую очередь многочисленная "мелочь" с мизерными ставками, доступная сегодня на каждом шагу даже в глухой провинции. Что, безусловно, можно только приветствовать. Именно эта легкость "включения в соблазн", как на иглу с героином, подсадила на азартные игры, которым оказались все возрасты покорны, тысячи россиян. Появилась даже такая "профессия" - игрок. В то же время вполне понятно, что монстры, пустившие глубокие корни в регионах, выживут и в жестких условиях. Но им придется существенно поделиться с государством своими доходами. Не секрет, что игорный бизнес - и большой, и мелкий - ожесточенно сопротивляется, защищая свои интересы. И пока, как видим, перевес на его стороне: законопроектов много, но ни один из них не доведен до ума. Дальнейшие события покажут, насколько сильно в стране "азартное лобби".

Проблема ограничения игорного бизнеса существует во всем мире. Например, в Израиле казино и игровые автоматы вообще запрещены. В Финляндии - одно казино на всю страну. В Великобритании казино действуют в 53 специально отведенных правительством зонах. Во Франции игорные заведения разрешены только в городах с населением свыше 500 тысяч человек. Что касается лицензионных сборов, то в Лас-Вегасе "разрешение" на ведение игорного бизнеса стоит до 1 миллиона долларов. Кстати, в России - всего 1350 рублей.

Во многих странах мира организаторы игорного бизнеса помогают учреждениям, занимающимся профилактикой и лечением игровой зависимости. Например, Гранд-казино в Бадене создало группу специалистов, которые ведут беседы с клиентами, замеченными в чрезмерном увлечении азартными играми. Если игрок категорически отказывается остановиться, ему запрещают продолжать игру. Но до этого нам еще очень далеко.

Справка "РГ"

Сегодня игорный бизнес распространен в 65 регионах Российской Федерации. Наибольшего развития он достиг в Краснодарском крае, Новосибирской и Ростовской областях, Москве и Санкт-Петербурге.

В половине субъектов РФ установлены ставки налога на игорный бизнес свыше 3 тысяч за один игровой автомат в месяц. Только в 16 процентах регионов существует максимальная ставка налога - 7,5 тысячи рублей.

Недавно Мосгордума приняла законопроект о повышении ставок налога на игровые автоматы. Таким образом, предполагаемый ежемесячный налог в Москве за один игровой стол составит 125 тысяч рублей (сейчас 100 тысяч), а за игровой автомат - 7,5 тысячи рублей (в настоящее время 3500 руб.). Помимо повышения ставок московские депутаты планируют принять законопроект об ограничении рекламы игорного бизнеса и о выводе игорных заведений за пределы города.