Как председатель Морской коллегии он впервые провел заседание этого специального координационного органа при правительстве РФ. В руководящем кресле Иванов чувствовал себя уверенно - опыта верховодства на различных совещаниях ему не занимать. Да и круг обязанностей руководителя Морской коллегии прекрасно знаком: в прежнем составе военный министр был заместителем председателя Михаила Фрадкова.
Под своеобразную ротацию коллегии тогда же попали несколько ее членов. В частности, взамен ушедшего в отставку главкома ВМФ Владимира Куроедова в координационный орган включили его преемника Владимира Масорина. Времени на раскачку у адмирала не оказалось - вчера он уже отчитывался о состоянии системы навигационно-гидрографического обеспечения морской деятельности. В свете последних событий в Крыму вопрос выглядел актуально.
Впрочем, и другие вопросы в повестке дня Морской коллегии достойны внимания. Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин представил программу создания экономических условий для обновления флота, развития судостроительной промышленности. Уникальные данные подготовил министр транспорта Игорь Левитин. Речь - о подъеме и утилизации затонувших кораблей. Они серьезно затрудняют судоходство и причиняют немалый вред экологии.
О масштабе этой проблемы можно судить хотя бы по Военно-морскому флоту. Ежегодно только на утилизацию выработавших свой срок атомных подлодок Россия вынуждена тратить порядка 50 миллионов долларов. Около сотни списанных субмарин ждут своей очереди на ликвидацию.
Вообще в сферу интересов Морской коллегии входит все, что так или иначе связано с нашим океаническим, морским или речным хозяйством. В 2001 году, когда совещательный орган при правительстве только создавали, приоритетным считалось выполнение задач, сформулированных в Морской доктрине России. Это требование никто не отменял, но круг задач за прошедшие годы значительно расширился. Сегодня Морская коллегия занимается выработкой стратегии развития ВМФ, рыболовства, судоходства, освоения сырья на шельфе, изучения Мирового океана и еще не одним десятком важнейших для нашей экономики, науки, обороноспособности вопросов. Не случайно в коллегию входят почти все министры, ряд руководителей федеральных служб, губернаторы, депутаты, крупные ученые. Ответственность и объем работы у коллегии таков, что некоторые кандидаты отказываются взваливать на себя дополнительную ношу. Так в свое время случилось с губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым.
Обычно слово "морской" у людей ассоциируется с военным или гражданским флотом, ну еще - с судостроителями. Но членом Морской коллегии является, к примеру, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Для несведущих поясним: в его ведении - многочисленные рыболовецкие колхозы, а значит, и стратегия развития этой непростой сферы экономики. Еще одной нетрадиционной сферой приложения сил Морской коллегии можно считать развитие... космических технологий. Космос и вода, оказывается, тоже могут быть связаны. К примеру, сегодня перспективными называют морские орбитальные старты.
Чтобы лучше понять актуальность происходящего, уместен небольшой исторический экскурс. Начиная с 90-х годов, Россия стала терять свои позиции великой морской державы. Исправить положение была призвана специальная федеральная программа с красноречивым названием "Мировой океан". Приняли ее ровно девять лет назад - в январе 1997 года. На первом этапе, с 1998 по 2002 год, была поставлена задача приостановить процессы неуправляемого спада. Сейчас мы находимся на втором этапе: согласно срокам реализации программы, вплоть до 2007 года включительно страна совершенствует морское законодательство и принимает международно-правовые акты, закрепляющие положение России в Мировом океане, разрабатывает концепцию ВМФ XXI века и, конечно же, укрепляет обороноспособность России на морских границах.
Надо отдавать себе ясный отчет, что разработка концепций, равно как и законотворческая работа, - процесс не зрелищный, лишенный всяких внешних эффектов. Безусловно, на публику гораздо большее впечатление произвело бы участие членов Морской коллегии в спуске на воду ядерного авианосца, субмарины или океанского траулера. А лучше - целой серии кораблей и судов, исчисляемой десятками единиц. Но чудес не бывает. Чтобы завтра, читай - на третьем этапе программы "Мировой океан" (с 2008 по 2012 год) - разбивать шампанское о корпуса новеньких ракетоносцев и траулеров, вчера Сергей Иванов и бил в правительстве судовую рынду.