Вчера в Кремле прошла пресс-конференция президента России Владимира Путина. Глава государства выступил более чем перед тысячей представителей российских и зарубежных СМИ. Публикуем выдержки из стенограммы пресс-конференции, опубликованной на официальном сайте www.kremlin.ru и лентах информагентств.
Об экономических итогах 2005 года
В целом мы удовлетворены итогами работы за 2005 год. Рост ВВП страны - внутреннего валового продукта - составил 6,4 процента. Корректировки возможны, но они будут незначительными. Это неплохо, имея в виду, что первоначально планировалось 5,9 процента.
Российский фондовый рынок серьезно вырос за 2005 год. Конечно, все так называемые развивающиеся рынки подросли. Но даже по сравнению с одним из лидеров, Южной Кореей, где рост составил где-то 54 процента, у нас 88 - абсолютный рекорд и для мира, и для нашей страны.
Естественно, рост золотовалютных резервов Центрального банка значительный, просто рекордный.
Напомню, мы в 2000 году начинали с 12 миллиардов, сегодня уже 185 миллиардов, в конце прошлого года это было 182 с чем-то. Рос Стабилизационный фонд правительства. И как результат - социальные последствия: средняя заработная плата в стране выросла на 9,8 процента, доходы населения - в среднем на 8,7 процента, пенсии - на 13 процентов. Значительный рост. Значительно выросли доходы наших ветеранов, в целом всей этой категории участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий. Все это цифры роста в реальном выражении, то есть за минусом инфляции.
Мы, конечно же, не всем удовлетворены в 2005 году. Нам не удалось выдержать запланированные параметры инфляции. Они планировались на уровне 8,5 процента, а у нас получилось 10,8-10,9. Чуть меньше, чем в 2004 году, но все-таки рост значительный. Нам не удалось сдержать рост и номинального, и реального эффективного курса рубля, что негативно сказалось на перерабатывающих отраслях экономики страны. Но, повторяю, в целом мы работой за 2005 год удовлетворены. В политическом плане я бы отметил создание Общественной палаты как одного из существенных инструментов гражданского общества. Я бы сказал о принятом законе, который предоставляет партиям, победившим на региональных выборах, право напрямую участвовать в процессе приведения к власти руководителей регионов. И, конечно, я бы назвал окончательное формирование органов государственной власти в Чеченской Республике. С избранием парламента этот процесс завершен, Чеченская Республика полностью возвращена в конституционное поле Российской Федерации. Там есть еще, конечно, немало задач и экономических, и социальных, есть задачи по формированию муниципальных органов власти. Но проблема формирования государственных органов власти решена.
О национальных проектах и российском воровстве
Такая опасность, конечно, везде существует, что бюджетные средства могут быть истрачены неэффективно либо просто украдены. Рассчитываю, что система, созданная для осуществления этих проектов, сработает, что это будет не только эффективно, но и абсолютно прозрачным образом организовано и никакого криминала здесь обнаружено не будет. Я рассчитываю при этом на правительство, на площадку которого, как вы знаете, перенесена практически вся работа по реализации этих общенациональных проектов. Я рассчитываю на общественность. Думаю, что будет правильно, если и Общественная палата, и депутатский корпус на местах, где будут реализовываться эти проекты, возьмут все, что касается движения средств и реализации этих проектов, под свой ежедневный контроль.
Национальный проект - это не панацея для решения всех проблем, перед которыми стоит страна, конечно же, нет. Но это просто сигнал, импульс в том направлении или в тех направлениях, которые мы считаем на данном этапе развития экономики и социальной сферы страны приоритетными: здравоохранение, образование, доступное жилье, сельское хозяйство. Как вы видите, это область и так называемого реального сектора экономики, и гуманитарной сферы. Но эти гуманитарные сферы, скажем, образование и здравоохранение, очень близко связаны с развитием экономики, потому что без так называемого человеческого фактора, без того, чтобы вкладывать деньги в человека, мы не решим ни одной задачи.
Первичная информация о том, что происходит в регионах, в общем, носит позитивный характер.
О налогах
Налоги будут снижаться. Общая налоговая нагрузка на российскую экономику сегодня - примерно 36,8 процента от ВВП. Если мы вычтем все поступления в бюджет от высоких цен на нефть и другие энергоносители, то эта налоговая нагрузка будет значительно меньше, но все-таки остается пока очень большой для такой развивающейся экономики, как российская.
В других странах, находящихся в аналогичном положении, налоговая нагрузка меньше. Правда, и они, приступая к реализации социальных проектов, вынуждены эту налоговую нагрузку увеличивать. Но мы должны ее снижать. Вопрос в том, когда, какие налоги и какими темпами?
Любое решение в сфере экономики влечет определенные последствия. Резкое снижение того или иного налога, как мы с вами понимаем, сопровождается увеличением денежной массы в экономике. Одна из наших главных задач сегодня - борьба с инфляцией, понижение ее до однозначного числа. Мы должны понять, что будет происходить при снижении того или иного налога, в том числе НДС, до определенного уровня, что будет с этой денежной массой, способна ли наша экономика переработать эту массу, будут ли эти деньги, остающиеся у бизнеса в кармане, вложены в экономику, готова ли экономика принять эти деньги или все они уйдут в офшоры и будут растащены, и реального позитивного выхода для экономики не произойдет, а мы только столкнемся с проблемами дополнительной стерилизации. Все это мы должны взвесить и принять здравое, согласованное решение в направлении снижения налогового бремени.
О губернаторах
Я доволен тем, как функционирует новая система исполнительной власти. Изначально я говорил о том, что это далеко не назначение руководителей регионов из Москвы. Это достаточно сложный политический процесс приведения к власти с участием федерального центра в лице президента Российской Федерации и граждан, проживающих на той или иной территории, через своих депутатов в законодательных собраниях. При решении этого вопроса мы столкнулись с тем, как у нас в народе говорят, "за что боролись, на то и напоролись". А именно, в некоторых регионах предлагаемые нами кандидатуры встретили явное неприятие, и федеральному центру пришлось учитывать настроение депутатского корпуса в том или ином регионе. И я очень рад тому, что именно так и происходит. Это значит, что мы добиваемся ситуации, при которой губернатор, приведенный к власти таким образом, будет чувствительным к проблемам региона, но будет кровно связан с общенациональными интересами. И я надеюсь, что в нашем депутатском корпусе не появятся, как это было раньше, губернаторы с тремя судимостями.
О партийном правительстве и президентском преемнике
Когда я с чеченскими друзьями разговаривал еще в ходе предварительных обсуждений возможных кандидатов в президенты Чечни, я у них спрашивал: "Как вы думаете, кто мог бы быть, по вашему мнению, президентом Чеченской Республики?" Ответ был такой: "На улице остановите любого человека, спросите, кто может быть, ответ будет почти всегда один и тот же - я". У нас много людей в России, очень много, которые могли бы возглавить страну. Окончательный ответ по этому поводу может дать только избиратель, российский народ, гражданин Российской Федерации.
Партийное правительство? В целом, все возможно в исторической перспективе, но я против того, чтобы внедрять подобную практику в российскую политическую действительность сегодня. По моему глубокому убеждению, на постсоветском пространстве в условиях развивающейся экономики, укрепляющейся государственности, в условиях окончательного формирования принципов федерализма нам нужна твердая президентская власть.
Мы ведь с вами знаем, что происходило в такой развитой, устойчивой демократии, как Федеративная Республика Германия. Совсем недавно стоило появиться маленькой политической партии "Новые левые" на политическом горизонте Федеративной Республики Германии - и в результате выборов страна фактически зашла в политический тупик. Если бы не политическая культура, добрая воля бывшего канцлера ФРГ господина Шредера и умение действующего канцлера госпожи Меркель договариваться друг с другом, неизвестно, как бы развивалась ситуация в ФРГ, как бы отразилось это на экономике и социальной сфере, самочувствии граждан. Что же говорить о нас, о постсоветском пространстве, где мы до сих пор пока не сформировали устойчивых общенациональных политических партий? Как же в этих условиях можно говорить о партийном правительстве? Это было бы безответственно.
А в будущем - все возможно, но это, на мой взгляд, должно быть предметом рассмотрения будущих поколений.
О ситуации в Чечне и на Северном Кавказе
Я думаю, что вполне можно говорить об окончании контртеррористической операции - при понимании того, что правоохранительные органы Чечни практически берут на себя основную ответственность за состояние правоохранительной сферы.
Сегодня в некоторых других регионах Северного Кавказа нас ситуация даже больше беспокоит, чем в Чечне. Надо сказать, что правоохранительные органы Чеченской Республики все жестче контролируют ситуацию и все больше берут на себя ответственности. Более того, к сожалению или к счастью, могу констатировать, что часто и работают более эффективно, чем федеральные силы, ответственно подходят к решению задач.
Мы понимаем, и я бы хотел обратить на это и ваше внимание, и других коллег, что в органах министерства внутренних дел Чечни очень много людей, которые совсем еще недавно с оружием в руках воевали против федеральных сил. Это сложный и болезненный процесс и для Федерации в целом, и для самой Чеченской Республики. Но я считаю, что, несмотря ни на какие негативные моменты, которые сопровождают этот процесс, все-таки он является позитивным. Если люди сознательно приходят к пониманию того, что интересы своего народа они могут защищать только вместе с Россией, и делают это честно, открыто, не жалея для этого ничего, в том числе и своей собственной жизни, это заслуживает только поддержки и уважения. И мы будем это делать.
Позитивным является привлечение людей разных политических взглядов в правоохранительную систему Чечни. При этом мы должны понимать, что более 10 лет никто не занимался развитием этой правоохранительной сферы. Должна быть воспитана правовая культура у тех работников, которые приходят в эту правоохранительную сферу, уважение к закону, одного уважения мало - умение соблюдать этот закон. Нужна серьезная работа по повышению квалификации тех людей, которые приходят в правоохранительную сферу. Над всем этим мы будем вместе работать.
О российско-украинских отношениях
Я считаю, что руководство Украины сделало мужественный и правильный шаг, пойдя на эти договоренности. Это договоренности компромиссного характера, каждая из сторон удовлетворена этими договоренностями. В то же время, несмотря на все эти договоренности, в отсутствие каких-либо конфликтов мы столкнулись с большим отбором российского газа из экспортной трубы в Европу. В период холодов на Украине это было 34-35 миллионов кубических метров газа в сутки. "Газпром", желая восполнить эти потери для западноевропейских потребителей, увеличил в одностороннем порядке на 35 миллионов ежедневные поставки. Что произошло дальше? Наши украинские партнеры продолжали отбирать по 35 ежедневно и плюс все то, что "Газпром" поставлял сверх плана, то есть 70 миллионов в день.
Вот теперь я хочу задать вопрос скептикам, которые считали, что не нужно строить северо-европейский газопровод по дну Балтийского моря. Нужен этот газопровод для стабильного энергоснабжения Западной Европы или не нужен? Кто больше всего говорит на эту тему, тот должен задуматься, чьи интересы он преследует: интересы своего собственного населения или какие-то другие интересы, которые и объяснить-то даже сложно.
Мы рассчитываем на то, что нам удастся сбалансировать наши отношения с украинскими партнерами. Меня радует то обстоятельство, что в отличие от прежних лет украинские партнеры прямо сказали о том, что они отбирают этот газ, и не стали здесь ничего ни замалчивать, ни извращать. Нам важно, чтобы нам за это заплатили по тем ценам, о которых мы договорились. Это можно сделать и в конце февраля, это можно сделать другим способом, поскольку количество газа, поставляемого в Украину, - российского газа, - ограничено 17 миллиардами в год. Это значит, что на каком-то этапе этот весь объем будет выбран, тогда нам нужно будет договариваться о новом объеме, но важно, что это не скрывается, что это обсуждается. Надеюсь, что это обсуждение приведет к положительному результату.
Дотирование украинской экономики ежегодно обходилось российским гражданам в 3-5 миллиардов долларов США, а помощь США Украине составила 174 миллиона долларов. За что мы платим? Такая дотация на протяжении 15 лет никем не замечается, как будто так и нужно. У нас своя экономика, свои граждане, свои пенсионеры и бюджетники. Переход на рыночное ценообразование прошел не вдруг, а об этом говорилось в течение нескольких лет. Ни для кого неожиданностью это не было. Ни в одном нашем решении о переходе на рыночное ценообразование нет ни тени волюнтаризма. Эту цену мы не из носа выковыриваем, это рыночная формула, она не зависит от нас, она определяется мировым рынком.
О шпионах, контролерах и "кукловодах"
Неправительственные организации нужны обществу как контроль за деятельностью самого государства и властных структур. Это важная составляющая часть общественного организма. И государство в России будет поддерживать неправительственные организации. Мы выступаем за прозрачность их финансирования, мы выступаем за то, чтобы эти организации были независимыми и не руководились кукловодами из-за границы, потому что, сталкиваясь с проявлениями подобного рода, мы только компрометируем деятельность неправительственных организаций. Но мы не можем проходить мимо фактов подобного рода, потому что неправительственные организации не могут быть использованы в качестве инструмента своей внешней политики одними государствами на территории других.
Что касается всякого рода шпионских скандалов. Мы сожалеем о том, что при достигнутом уровне межгосударственных отношений мы сталкиваемся с проявлениями подобного рода со стороны наших британских партнеров. Исходим из того, что на политическом уровне будут приняты соответствующие решения и проблема, с которой мы столкнулись, не приведет к понижению уровня нашего взаимодействия с Великобританией. Мы обсудим это, уверен, и на личных встречах с премьер-министром. Во всяком случае характер и качество наших отношений сегодня настолько крепкие и фундаментальные, что скандалы подобного рода, к счастью, не могут подорвать фундамент нашего взаимодействия с Великобританией.
Что касается решения о высылке... Ну, пускай сидят здесь, занимают место в резидентуре. Нам это будет приятнее осознавать, что люди находятся под нашим контролем. А вот как коллеги отреагируют? Ведь там - вы знаете, да? - в резидентурах любой страны, в дипломатическом представительстве любой страны есть часть чистых дипломатов, а есть представители специальных служб. Это не все, что нами выявлено. Пусть сидят здесь.
О переезде в Санкт-Петербург
Вы меня ссылаете уже? Перед тем как баллотироваться на должность президента Российской Федерации, я уже жил и работал в Москве, я считал и считаю себя москвичом, я уже и в Совете безопасности работал, и возглавлял правительство Российской Федерации, был председателем правительства России. Поэтому я не из Петербурга приехал на должность президента России, а работал в Москве. А что касается Петербурга, то это мой родной город, я по нему скучаю и с удовольствием там бываю. Надеюсь и дальше в будущем иметь возможность посещать Петербург.
Переезд Конституционного суда считаю вполне обоснованным, имея в виду суперцентрализацию федеральных органов власти в Москве. Вы знаете, что во многих странах такая практика существует. Такая небольшая децентрализация власти только на пользу. Это для Конституционного суда и для Петербурга более или менее естественное дело, имея в виду, что там освобождается крупнейший комплекс в центре Петербурга - здание Сената и Синода - в связи с переездом Государственного архива в новое, специально подготовленное для этих целей здание.
Конституционный суд Российской Федерации находится не в лучших бытовых условиях сегодня в Москве. Поэтому переезд Конституционного суда не будет связан с огромными необоснованными затратами, имея в виду, что здание Сената и Синода все равно нужно реконструировать и реставрировать. Переедет туда Конституционный суд или не переедет - все равно нужно вкладывать деньги в его реставрацию. Поэтому, решая проблему реставрации и обеспечения нормальной деятельности Конституционного суда, мы сразу одним ударом убиваем двух зайцев. И в целом это удачное решение. Плюс к этому и для города Петербурга это, конечно, формально-юридическое, но все-таки повышение его статуса. Можно говорить о реальных столичных функциях. Это все-таки самая вершина одной из ветвей власти - судебной - Конституционный суд. То, что он будет несколько географически удален от политических центров принятия решений, это, конечно, не панацея от, скажем, коррупции либо использования Конституционного суда, его прерогатив и полномочий в решении политических вопросов, но все-таки это немножко в сторонке. Хуже не будет.
Что касается возможного переезда других федеральных органов, в некоторых случаях, может быть, и с точки зрения процесса децентрализации власти было бы неплохо. Но это пока слишком дорогое удовольствие. Это требует больших затрат. Считаю это нецелесообразным. У нас много других вопросов, на которые мы могли бы израсходовать деньги, которые пойдут на решение организационных вопросов, с переездом каких бы то ни было центральных органов власти из Москвы в другие регионы страны.
Об армии и обществе
Тот ужасный случай, который произошел в Челябинске, находится в поле зрения руководства министерства обороны и российского правительства. Конечно, это не просто прискорбно, это ужасно - то, что произошло.
Российская армия - это часть нашего общества. И мы все - я не собираюсь ни на кого перекладывать ответственность, я просто хочу, чтобы мы реально посмотрели на вещи, - мы все ответственны за то состояние общества, в котором оно находится, в том числе и средства массовой информации.
Это касается и воспитательной работы. Это касается и волны насилия на экранах наших телевизоров. Это много чего касается. Это касается, конечно, и политики государства. Это касается контроля за тем, как исполняются приказы в Вооруженных силах, это касается самой системы воспитания в Вооруженных силах. Министр обороны подготовил и сделает мне в ближайшее время предложения по качественному улучшению этой работы, включая возможное создание военной полиции. Думаю, что это было бы вполне востребовано сегодня. Контроль за соблюдением законности в Вооруженных силах должен быть ужесточен.
Что касается изменения формы призыва, то она связана с финансированием. К концу 2007 года мы должны перейти к другой форме укомплектования Вооруженных сил, при которой значительная часть Вооруженных сил будет состоять из контрактников - это почти все сухопутные войска, ВДВ, морская пехота. И с начала 2008 года мы перейдем на одногодичный срок призыва на действительную службу в армию.
О национализме и фашизме
Если есть проявления именно неонацизма, если есть проявления на национальной почве, это должно соответствующим образом квалифицироваться правоохранительными органами, прокуратурой, другими следственными органами, и суды должны выносить приговоры в соответствии с содеянным. У нас достаточно развитая правовая система, и Уголовный кодекс предусматривает наказание за совершение соответствующих преступлений. И думаю, что - не думаю, а уверен - правоохранительные органы, суды и прокуратуры в первую очередь должны, конечно, на это реагировать. На такие проявления нарушения закона должны реагировать адекватно в соответствии с законом. Только тогда мы сможем более эффективно бороться с этой заразой.
О России и "большой восьмерке"
Мы руководствовались при выборе основных тем, предлагаемых для обсуждения и дискуссий на "восьмерке" летом в Петербурге, теми проблемами и вызовами, с которыми сталкивается человечество в самом прямом смысле этого слова. Мы имели в виду выбрать такие из них, в решении которых Россия могла бы принять действенное и эффективное участие. Мы на этом и остановились: первое - это энергетическая безопасность в мире; второе - это борьба с инфекционными болезнями и третье - проблемы образования. Кстати, в той или иной форме, в том или ином качестве, в том или ином объеме практически все эти темы обсуждают на "восьмерках" постоянно. Мы их предлагаем сделать в качестве основных. Все наши партнеры с этим согласились.
Что касается недоброжелателей, о которых вы упомянули, которые говорят о том, что России не место в "восьмерке", я знаю, что такие записные недоброжелатели нашей страны есть. Они все еще остались в прошлом веке, все это специалисты в области советологии. Но что им можно сказать? Я знаю настроение лидеров "восьмерки". Никто не против, все за подключение России к этому клубу и к активному участию России в этом клубе, потому что никто не хочет, чтобы "восьмерка" превратилась в сборище "жирных котов", потому что разница, дисбаланс в мире нарастают. Участие России в "восьмерке" абсолютно органично.
Кроме того, "восьмерка" - это тот клуб, который задумывается о глобальных проблемах, и прежде всего - проблемой безопасности. Но может ли кто-нибудь из сидящих в этом зале представить себе, скажем, решение проблем ядерной глобальной безопасности без участия крупнейшей ядерной державы мира - Российской Федерации? Конечно, нет. Так что все, кто говорит об этом - о том, что нам там место не место, - пускай дальше говорят. Это их работа. Собака лает - караван идет.
Об атоме мирном и не очень
Мы прекрасно все знаем, как напряженно развивается ситуация в мировой энергетике. Во многих странах мира и в Российской Федерации, в Соединенных Штатах, в Европе активно изучаются возможности альтернативных видов энергетики: водородной энергетики, использования энергетики приливов, ветра, биоресурсов и так далее. Сейчас говорят о том, что определенные материалы можно и с Луны доставлять. У нас под ногами лежат недоиспользованные, недовостребованные возможности ядерной энергетики. И участники международного сообщества, многие из них, конечно же, заинтересованы в развитии мирного атома. Вместе с тем в ходе реализации этих планов возникают вопросы и проблемы, связанные с нераспространением ядерного оружия. Потому что как минимум две проблемы могут вызывать озабоченность: это обогащение урана и работа облученным топливом. Потому что и то и другое может привести к созданию оружейного ядерного топлива и к созданию атомного оружия. Мы предлагаем создать сеть центров ядерного цикла по обогащению урана и обеспечить равный доступ всех желающих участвовать в совместной работе по развитию ядерной энергетики, недискриминационный доступ. Это в том числе касается и наших иранских партнеров. Вы знаете, что такое предложение Ирану было сделано Российской Федерацией уже достаточно давно. На встрече в Петербурге мои коллеги, руководители Узбекистана и Казахстана, не исключили возможность участия в этом проекте.
Таким образом, он мог бы быть рассчитан на длительную перспективу с участием стран, имеющих серьезные, большие запасы уранового сырья. Но такой центр может быть не один. Такие центры могли бы быть созданы и в других государствах ядерного клуба, повторяю, при обеспечении недискриминационного доступа для всех желающих.
Что касается Российской Федерации, то обращаю ваше внимание на то, что сегодня в общем объеме генерации у нас примерно 16-17 процентов принадлежит атомной энергетике. В некоторых странах, в том числе Евросоюза, во Франции например, почти 80 процентов составляет атомная генерация. Но если мы до 20-30-го годов доведем до 25 процентов, это уже неплохо. Мирная ядерная энергетика у нас сосредоточена сегодня в европейской части, на Урале, у нас очень много северных территорий, которые нуждаются в дополнительных энергоресурсах. Делать это, конечно, нужно на современном безопасном уровне.
О личных достижениях и планах
Человек не может быть никогда удовлетворен достигнутыми результатами, если он в здравом уме и твердой памяти находится. Всегда хочется большего. Вместе с тем то, что сделано за предыдущее время, считаю вполне удовлетворительным результатом. Я вспоминаю конец 1999 года - и сегодняшнее состояние и экономики, и государственности, и социальной сферы. Очень большая разница, и эта разница со знаком плюс.
Но, конечно, еще очень много проблем. И надеюсь на то, что мы будем, двигаясь дальше таким же образом, так же эффективно подходить к их решению. Но для этого, конечно, нужно работать. И не думаю, что нас или кого-то из нас может удивлять напряженный график работы и президента, и правительства, всего российского руководства.
Я вряд ли смог бы возглавить какую-либо бизнес-структуру. По характеру и всей своей деятельности бизнесменом себя не чувствую.
О независимости СМИ
Слухи о прекращении в России существования независимой прессы в стране, слава богу, сильно преувеличены. Независимая пресса всегда и везде сталкивается с сопротивлением властей, и она должна выбирать для себя: либо она должна преодолевать это сопротивление и оставаться независимой, либо получать подачки от властей и тогда забыть о своей независимости. С федерального уровня мы постараемся обеспечить независимость прессы, в том числе и на региональном уровне, прежде всего создавая условия для вашей экономической независимости.
Вопрос "РГ" |
Свой вопрос главе государства на пресс-конференции в Кремле задал наш корреспондент Владимир Кузьмин.
Российская газета | Владимир Владимирович, вы сегодня уже не раз говорили о национальных проектах. Почему для работы над ними был создан такой странный механизм, когда при действующих Государственной Думе и правительстве появляется новый орган, который подчиняется лично вам и в который входят в том числе министры, депутаты, представители региональной власти, но не входит премьер-министр?
Владимир Путин | Премьер-министр у нас руководит правительством Российской Федерации и отвечает за все в сфере экономики и в некоторых других сферах деятельности государства, в том числе и за национальные проекты. Ему подчиняются напрямую все ведомства, все министерства, и он не просто со стороны контролирует и следит за тем, что там происходит, он руководит этим процессом. Но для того чтобы обеспечить безусловное исполнение этих приоритетов как основных выбранных для страны и государства, правительства в ближайшее время, для того, чтобы избежать ошибок, о которых здесь уже говорили, избежать разворовывания выделяемых средств - огромные деньги - 160 миллиардов мы только в этом году выделяем на достижение целей, которые поставлены в рамках общенациональных приоритетных проектов, - для того, чтобы сосредоточить усилия, административные ресурсы не только правительства, но и регионов, Администрации президента, потребовались, на мой взгляд, обоснованные решения с точки зрения создания дополнительных механизмов в реализации поставленных задач.
Считаю, что это обоснованно, и надеюсь на то, что работа будет двигаться эффективно, может быть, даже более эффективно, чем по некоторым другим федеральным целевым программам.