Представители пресс-службы правительства не успевали опровергать разговоры об ухудшении здоровья главы кабинета министров, замечая, что "у Фрадкова со вторника легкая простуда". Впрочем, это неудивительно: в конце прошлой недели премьер стойко осматривал в мороз стройки, ТЭЦ и птицефабрику в Белгороде. И продолжить свое региональное турне намеревался сегодня. Однако уже во вторник намеченную поездку в Нижнекамск пришлось отложить. Как оказалось, из-за простуды. Чиновники тоже люди и болеют, как и все.
Отсутствующего на заседании правительства Фрадкова заменил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, сам появившийся после недельного отсутствия по болезни лишь на этой неделе. И тему министры подобрали под стать ситуации - о здравоохранении и гриппе.
По словам Медведева, министерство здравоохранения и социального развития, по сути, работает над улучшением качества жизни граждан. Тем не менее, видимо, оценив и доклад Зурабова, сделанный накануне на президиуме Совета по реализации приоритетных национальных проектов, первый заместитель главы правительства предупредил, что "переходить к новой системе организации здравоохранения надо в пилотном варианте в нескольких регионах".
- Иначе можно породить хаос, - добавил он.
Впрочем, министр здравоохранения и социального развития лишь подлил масла в огонь, заметив, что в ближайшие годы дефицит пенсионной системы составит 350-400 миллиардов рублей. К этому, по его мнению, привела, в частности, реформа пенсионной системы, поскольку часть пенсионных отчислений россияне теперь направляют в накопительную. К тому же серьезно снизилась и налоговая нагрузка на налогоплательщиков.
Рассказав о страшном, Зурабов даже несколько расслабился и заметил, что в ближайшие годы планируется добиться увеличения продолжительности жизни граждан страны и к 2008 году выйти на среднюю продолжительность жизни - 66,2 года. Сейчас средняя продолжительность жизни в стране составляет 65,5 лет - у женщин, а у мужчин - 59 лет. В связи с этим, считает министр, может стать актуальным вопрос о повышении в России возраста, при котором граждане выходят на пенсию. Но лучше бы он этого не говорил. Медведев перебил Зурабова и с металлическими нотками в голосе заметил, что "правительство не планирует в ближайшее время повышать пенсионный возраст".
- Я об этом сказал, - смутившись ответил Зурабов.
- Вы сказали по-другому, - жестко сказал Медведев. - А я бы хотел, чтобы в этом вопросе была полная ясность.
Однако, вроде бы согласившись с первым вице-премьером, после заседания правительства Зурабов все же заметил, что в его ведомстве возможность увеличения пенсионного возраста рассматривают, но лишь как теоретическую. "Сейчас расходы на здравоохранение низкие, это увеличивает нагрузку на пенсионную систему", - разъяснял министр. Однако, по его мнению, в 10-15-летней перспективе можно рассчитывать на изменение качества жизни в лучшую сторону, реализацию планов правительства, повышение объемов медицинской помощи, а также ее профилактической компоненты, что должно сказаться и на увеличении продолжительности жизни в России. "Только когда мы добьемся существенных подвижек в этом, будут основания ставить вопрос об увеличении пенсионного возраста", - упрямо заметил он.
Пока же в стране планируется создание профессиональных пенсионных систем. Таким образом у работодателей появится возможность за счет дополнительных отчислений формировать профессиональные пенсионные системы для повышения пенсий тем, кто выходит на пенсию раньше. Правда, такие профессиональные пенсионные системы будут сформированы в отраслях, имеющих вредные производства.
Говоря о нововведениях, Зурабов все же перебрал отведенные ему для доклада 15 минут. За это время он рассказал о том, насколько увеличится количество исправных машин "скорой помощи", уменьшится показатель младенческой смертности и сократится уровень безработицы.
Причем председательствующему Медведеву проработанность доклада, в общем-то, понравилась. "Видимо, манера изложения была такова, что, к примеру, переход на новую систему медицинского страхования из доклада выпал, - с сожалением заметил первый вице-премьер, добавив: - Наверное, такие вещи более скучны, но они фундаментальные".
- Мы, наверное, Михаила Юрьевича можем уже посадить, - сказал Медведев. Но вопросов к главе минздравсоцразвития оказалось немало, как и недовольных докладом.
Зурабова смутить практически невозможно, но вчера это вдруг произошло. Он соглашался со всеми прозвучавшими в его адрес замечаниями и даже не пытался спорить, отстаивая свою правоту. Сначала министр экономического развития и торговли Герман Греф заметил, что, хотя на национальный проект "Здоровье" выделяется более 70 миллиардов рублей, это не приводит к существенному изменению итоговых количественных показателей.
- Обновление парка автомобилей "скорой помощи" - это, конечно, здорово, но гораздо важнее говорить о качестве медицинской помощи вообще, - призывал Греф. - Населению все равно, сколько денег будет потрачено из бюджета на зарплату врачам и на то, на каких машинах ездят врачи, его волнует, как это повлияет на уровень медуслуг.
По мнению главного экономиста, традиционными средствами изменить ситуацию в здравоохранении уже невозможно: необходимы ключевые преобразования. И все упирается в деньги. Надо в срочном порядке принимать новый закон об обязательном медицинском страховании и закон о новых организационных формах медучреждений.
Речь Грефа взволновала и присутствующих в зале: дать оценку доклада готовы были и сами врачи. Но Медведев тут же предупредил желающих выступить, что надо ограничить себя во времени, поскольку предоставление им слова - "это добрая воля правительства". Воспользоваться высокой трибуной для того, чтобы раскритиковать доклад министра, решил присутствовавший на заседании глава комиссии Общественной палаты по медицине Леонид Рошаль.
- Доклад неглубоко проработан, - с ходу, абсолютно не смущаясь, произнес он. - Он не понравился мне ни по сути, ни по изложению.
На памяти наблюдателей - это не первый случай, когда Рошаль недоволен словами и действиями министра. По его мнению, в докладе Зурабов должен был назвать конкретные задачи на три года и последствия их выполнения. Врач также высказал неудовлетворение принципами финансирования первичного звена медицины. "Кого мы понимаем под первичным звеном?" - задавал вопрос Рошаль, так и оставшийся без ответа. В результате, уверен он, из поликлиник "уйдут узкие специалисты и некому будет лечить людей, направляемых туда из больниц". Кроме того, он подверг критике предлагаемую концепцию реформирования системы обязательного медицинского страхования. "Не надо переходить на коммунистические рельсы - собирать с богатых регионов и дотировать слабых, это должно взять на себя государство", - призвал Рошаль. В итоге от имени Общественной палаты он предложил правительству помощь в экспертизе готовящейся модернизации здравоохранения.
- Я понимаю, что члены правительства должны мягко хвалить доклад, но, я считаю, что доклад плохой, - поставил точку Рошаль.
Казалось бы, Зурабов должен был броситься на защиту своего детища, но министр лишь тихо признал, что конкретных показателей в докладе, видимо, не хватало, а основные направления деятельности его министерства на среднесрочную перспективу необходимо подкорректировать с учетом определения более ясных планов и прогнозов.
- Я не разделяю мнения о том, что это плохой материал, - вдруг бросился на защиту Зурабова Дмитрий Медведев, предлагая сравнить его с тем, что было еще 5-7 лет назад. - Это блестящий материал. Вот способ донесения - плохой.
И правительство в целом одобрило доклад министра, предложив в двухмесячный срок подготовить законопроект об ОМС.