...В лубянский кабинет министра госбезопасности Абакумова доставили инженера марфинской шарашки Александра Бобынина. Министру необходимо знать правду: когда будет готов обещанный Сталину аппарат клиппированной речи. "В синем комбинезоне, но крупный, ражий, с остриженной каторжанской головой вошел Бобынин. ...Прошел, не задерживаясь, и сел, не поздоровавшись". В фильме эта сцена точно следует тексту романа. Бобынин прекрасно знает, что перед ним всесильный шеф МГБ, и ведет себя подчеркнуто независимо, даже грубо. У него за плечами, судя по высказываниям, фронт, плен, работа в конструкторском бюро немецкого авиазавода, где он так же не поприветствовал Геринга...
Все это Бобынин-Смирнов выкладывает в лицо Абакумову и объясняет, что ему, заключенному с 25-летним сроком, бояться нечего, у него отнято все - жена и ребенок, родители, свобода. Наручники он тоже изведал, "мрачный арестант и гениальный инженер, доставленный из-под Салехарда, из бригады усиленного режима каторжного лагеря, из самого зева смерти".
Андрей Смирнов предельно достоверно сыграл это бесстрашие отчаяния, ненависть к своим мучителям и, шире, ко всему бесчеловечному режиму. Его герой, лишенный всего, уже не подвластен палачам в погонах - и потому свободен. И полон достоинства.
Наверное, секрет убедительности образа, созданного Смирновым, - во взглядах самого Андрея Сергеевича, режиссера, драматурга, актера. Он не раз говорил о том, какое влияние оказал на него отец, Сергей Сергеевич Смирнов. Память о нем, считает Андрей Сергеевич, постепенно стерлась из средств массовой информации, выросло поколение, которое понятия не имеет о том, что был такой человек, была такая книга. Речь идет о "Брестской крепости". В 50-е годы Сергей Смирнов нашел живых героев Брестской твердыни, рассказал об их судьбах, а в 55-м по совету Ираклия Андроникова сделал радиопередачу, которую слушала буквально вся страна. После смерти Сталина Сергей Смирнов первым сказал, что далеко не все военнопленные были изменниками. Писатель утверждал, что многие пострадали безвинно. За эти усилия вернуть доброе имя тысячам фронтовиков Сергей Смирнов уже заслужил низкий поклон. В результате многолетних поисков и расследований вышла книга, за которую автору была присуждена Ленинская премия. Но скоро по указанию Суслова набор был рассыпан, и почти два десятка лет "Брестская крепость" не издавалась...
Сам Андрей Смирнов, поставивший "Белорусский вокзал", один из лучших фильмов на военную тему, тоже испытал жесткие клешни идеологической цензуры. "С большим трудом и потерями "пробил" "Белорусский вокзал", - вспоминал Андрей Сергеевич. - Пока снимал, картину четыре раза останавливали. Пришлось внести довольно значительные изменения в изумительный сценарий". Так получилось, что судьба заключенного Александра Бобынина выросла из драматических историй защитников Брестской крепости, пристального интереса к послевоенной жизни фронтовиков в "Белорусском вокзале", собственных взаимоотношений с коммунистической властью.
Я позвонил Андрею Сергеевичу Смирнову с просьбой рассказать о работе над ролью Бобынина.
- Но роль-то эпизодическая, - скромно сказал Андрей Сергеевич. - К тому же я сейчас очень занят: заканчиваю монтаж документального сериала, посвященного вековой годовщине российского парламентаризма.
Договорились, что интервью "Российской газете" режиссер, драматург и актер даст позднее.