Ведь именно от цен на бензин во многом зависит насколько обесценятся наши зарплаты, пенсии и так далее. Россия - крупнейший в мире экспортер нефти, а цены на бензин в стране уже давно перегнали Америку, которая его, к слову сказать, покупает. Почему так происходит, виноваты ли в этом налоги, акцизы, таможенные пошлины? А может, нефтяники все-таки лукавят? И "бензиновый беспредел" в большей мере ложится на нефтяников? Прокомментировать ситуацию на рынке энергоресурсов мы попросили заместителя начальника отдела таможенных платежей Минфина России Александра Саковича.
- Александр Владимирович, наиболее серьезный скачок цен на мировых рынках произошел осенью прошлого года, когда в США бушевали ураганы. Нефтедобывающие страны отреагировали на это по-разному: в Венесуэле ценники на заправках остались на том же уровне - в переводе на наши деньги всего 80 копеек за литр. В Арабских Эмиратах топливо подорожало только с 1 сентября на 2,5 рубля и все равно Аи-95 был почти в два раза дешевле, чем в России. Почему у нас цены растут как на дрожжах? Ведь в России с каждого литра в казну уходит всего 50 процентов, остальное делят нефтяные компании и автозаправщики.
- Цены, как вы понимаете, не могут стоять на месте, но и изменяться они должны не более чем на 10 процентов в год. Но столь высокий рост цен, повторю, объясняется тем, что, во-первых, в начале 90-х годов, когда все цены были отпущены на свободу, нефтяников посадили на прейскурант при заниженных еще с советских времен ценах на энергоносители. Тонна нефти стоила 30-70 рублей, а остальное миллионы.
К экспорту нефтяников тогда не допускали и наживались на этом посредники. В середине 2004 года у нефтяников изъяли около трех миллиардов долларов за счет увеличения экспортных пошлин и НДПИ. И тогда-то и начался бешеный рост цен на бензин и дизельное топливо. Нефтяники все это включили и учли в нынешние цены. И уже последующее снижение ставки НДПИ не привело к снижению розничных цен.
Однако в России помимо налогов, нужно принимать еще во внимание и затраты на производство бензина. А они у нас, учитывая совершенно отсталую переработку, значительно выше, чем за рубежом. Тем не менее утверждения нефтяников, что рост внутренних цен зависит от мировых, это чистый блеф. Ведь даже при росте средмесячных цен за отметку в 60 долларов за баррель, что приведет к увеличению ставки НДПИ на 100-200 рублей за тонну, это менее одного процента или не более 1,5 процента от "очищенных" от НДС и акцизов оптовых цен на них. Если цены вырастут до 70 долларов за баррель, то прирост НДПИ составит всего лишь два-три процента от цены на нефтепродукты.
- Прошел первый месяц нового года. Пока объявлено лишь о повышении оптовых цен на мазут. Скажется ли это на показателях экономики?
- Доля его использования невелика. Мазут в качестве резервного топлива (или, как говорится, для "подсветки" пламени) используется на электростанциях, работающих на газе, для повышения их КПД. В целом в балансе "большой энергетики" мазут составляет около 3 процентов. Но есть еще и "малая энергетика": котельные, бойлерные. Мазут как топливо используют морские суда. Следует учитывать, что почти две трети производимого мазута вывозится на экспорт, а цены на него в Европе очень высоки (под 300 долларов за тонну).
- В бюджете будущего года индексирование акциза на нефтепродукты не предусмотрено. Почему?
- В принципе акцизы на все подакцизные товары (табак, алкоголь) будут проиндексированы за исключением акцизов на нефтепродукты. Взамен вводится акциз на прямогонный бензин. Но по большому счету он является не товаром, а сырьем для нефтехимии. Замораживание акциза на нефтепродукты было рекомендовано Думой, а акциз на прямогонный бензин был предложен как компенсация выпадающего дохода, с одной стороны, а с другой - как средство борьбы с фальсифицированным бензином. Но, по моему мнению, борьбу с фальсификацией разного рода должны вести силовые структуры. Кроме того, не надо забывать, что большинство российских НПЗ, за исключением разве что московского, омского и уфимского, не имеют технологической возможности производить качественный высокооктановый бензин, тем более 95-й. Бензин остальных НПЗ далек от евростандартов... и очень схож по составу с фальсифицированным бензином: и в тот, и в другой примешиваются одни и те же добавки (ароматические углеводороды, МТБЭ и проч.). Я себе не очень представляю, как надзорные органы будут различать их на АЗС.
Ну а компенсация выпадающих доходов вряд ли получится, поскольку более 60 процентов производимого прямогонного бензина экспортируется (и значит, свободно от акциза), а более 35 процентов идет на нефтехимию, которую удалось защитить от взимания акциза.
- Раз уж мы заговорили об акцизе, то скажите, как вы относитесь к предложению минэкономразвития о дифференциации акцизов на бензин с целью стимулирования глубины переработки нефти и повышения качества бензина?
- К данному предложению отношусь резко отрицательно. Минэкономразвития предлагает понизить акциз на высокооктановый бензин и повысить на низкооктановый бензин. Такое предложение говорит о некомпетентности его авторов в вопросах как производства, так и потребления бензинов.
Его авторы утверждают - весь мир регулирует и стимулирует качество нефтепродуктов. Я с этим согласен. Но вот вопрос - что регулируется? На Западе следят за экологическими показателями, содержанием в топливе свинца, серы, ароматики и т.д. Эти показатели прописаны в евростандартах. Показателей детонационной стойкости (т.е. октанового числа) там нет. Да это и понятно, поскольку этот показатель скорее технологический, соответствующий уровню техники, потребляющей бензин. Нефтепереработка функционирует не сама по себе, а по заказу отраслей экономики. В частности, низкому уровню отечественного двигателестроения требуется соответствующее качество бензина. Основными потребителями низкооктанового бензина являются сельское хозяйство, транспорт, оборонка. Я уже не говорю о значительном парке личных автомобилей и мотоциклах. Пока будет эксплуатироваться эта техника, будет существовать значительная потребность в низкооктановом бензине. Не зальешь же в нее высокооктановый бензин, результатом могут стать сгоревшие клапана. Ведь еще до недавнего времени производился бензин марок А-66 и А-72. Но они исчезли не за счет углубления переработки, а потому что исчезла техника, их потреблявшая.
Так что повышение акциза, а, следовательно, и цены на низкооктановый бензин затронет интересы практически всего общества. А наиболее состоятельная часть населения, потребляющая высокооктановый бензин, снижения акциза на него даже не заметит, поскольку вряд ли его вообще волнует цена на бензин.
Предложение минпромэнерго об установлении различных ставок акциза для бензина Евро-2 и Евро-4 значительно ближе к мировому опыту. Но, следуя этому опыту, необходимо дать время для модернизации как двигателестроения, так и отечественной нефтепереработки. А это в условиях России - десятки лет. Кстати, стимулировать глубокую переработку нефти нет необходимости, были бы средства на ее реализацию. Стимулы заключены в самой глубокой переработке, позволяющей, с одной стороны, значительно сократить потребление нефти на производство основной продукции, а с другой - заместить в производимой "корзине" нефтепродуктов избыточный для России высокосернистый мазут на автобензин и дизельное топливо, соответствующие евростандартам, попутно решая, как мы видим, и экологические проблемы.
- Вы упомянули об отмене импортных пошлин на технологическое оборудование как одной из мер, которая может способствовать стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Можно ли об этом поподробнее?
- На мой взгляд, данное предложение - единственно разумное во всей концепции минэкономразвития по стабилизации цен. Отмена импортных пошлин на технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, - это один из приоритетов таможенно-тарифной политики правительства РФ на ближайшую перспективу. Отмена пошлин в сочетании с ускоренным налоговым вычетом по НДС является прямой поддержкой государством промышленности, в т.ч. нефтяной. Нефтяники постоянно жалуются на нехватку средств, как они говорят, на "капиталку". А технологическое оборудование составляет большую часть общих капитальных вложений.
В начале работы над этой проблемой мы столкнулись с тем, что сами нефтяники толком не знают, какое оборудование им необходимо. В то же время по какому-то недоразумению в действующей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) практически отсутствует оборудование для нефтепереработки, за исключением разве что насосов, печей и ректификационных колонн. Но нефтепереработка лишь начинается с колонн, а ее основу составляют процессы, основным типом оборудования которых являются реакторы (в ряде случаев - регенераторы). В ТН ВЭД реакторы присутствуют лишь с эпитетом "ядерные". Я уж не говорю об отсутствии комплектного оборудования типа комплекс каталитического крекинга, комплекс гидрокрекинга и проч. Ну, надеюсь, что это не помешает нефтяникам беспошлинно ввозить свое оборудование. Ведь ввез же "ЛУКОЙЛ" каким-то образом свой пермский гидрокрекинг.
Конечно, самое разумное, если бы все нефтяные компании представили свои перспективные бизнес-планы. Тогда можно было бы увидеть и оценить, во-первых, полный перечень необходимого оборудования; во-вторых, его общий объем; в-третьих, средства, необходимые для его закупки; в-четвертых, разбивку по годам, что даст возможность оценить влияние освобождения от пошлин на бюджет. Знание общего объема и перечня необходимого оборудования даст основание сказать отечественному производителю: мы освобождаем от пошлин оборудование такого качества, обеспечить которое вам не под силу, да и мощностей маловато. Наш производитель поймет и не обидится, а если сделает выводы, то еще лучше. Но при этом не надо забывать, что отечественная нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленности исторически привязаны к зарубежному оборудованию начиная с дореволюционных Нобеля и "Шелл". Далее в первые пятилетки оборудование нам поставляли в основном американцы и немцы. Позже, практически до 90-х годов прошлого века, более 70 процентов оборудования нам изготовляли страны-члены СЭВ.
В то же время многие нефтяные компании отечественного производителя не обижают. В своих заявках они пишут, что при модернизации своих заводов будут использовать до 60 процентов отечественного оборудования.
- Герман Греф утверждает, что внутренние цены на бензин и дальше будут напрямую зависеть от мировых цен на нефть, тем более после вступления в ВТО. Простой ум обывателя не в состоянии постичь эту логику: при чем тут мировые цены на нефть, когда отечественный бензин производится из отечественной же нефти, которой у нас пока достаточно.
- Я категорически не согласен с утверждением нефтяников, да и многих высших чиновников о прямой и жесткой зависимости внутренних цен на нефтепродукты от мировых цен на нефть. Жесткая - это когда цена на нефть вверх, цена на нефтепродукты - тоже вверх, цена на нефть вниз - и на нефтепродукты вниз. Как это почти молниеносно происходит на мировых рынках. Но в России все не так, хотя отечественная статистика такой зависимости не выявляет.
Доля НДПИ, ставка которого привязана к мировой конъюнктуре, составляет в цене бензина и дизельного топлива 10-12 процентов. Поскольку у нефтяников, как в турфирмах, "все включено", то даже рост цен выше 70 долларов за баррель может дать прирост нынешних внутренних цен через НДПИ (даже с учетом НДС) не более чем на 2-3 процента. Так что значение этого фактора для внутренних цен сильно преувеличено. Некоторое влияние, конечно, есть, но прямой и жесткой зависимости я не вижу.
Конечно, высокие мировые цены на нефть могут оказывать косвенное влияние на цены внутреннего рынка. Они позволяют, как мы видели это в 2005 году, и при нынешней налоговой нагрузке получать сверхприбыли. Это может породить соблазн вывезти больше нефти и нефтепродуктов. Тогда может возникнуть угроза дефицита на внутреннем рынке и, следовательно, роста цен. Но этот сценарий целиком будет на совести нефтяников. Я категорический противник запретов и ограничений, поскольку если они необоснованны, то могут привести к тому же результату. Но при создании дефицита самими нефтяниками можно ввести и прямой запрет, как это делается в других странах.
Что касается требований ЕС и ВТО по сближению внутренних и мировых цен на энергоносители, то (я, конечно, не переговорщик) я убежден, что основные требования эти организации предъявляют к природному газу. Природный газ в отличие от нефти и нефтепродуктов является прямым энергоносителем. Как я понимаю, в ЕС считают, что газ, составляя основу топливного баланса электроэнергетики, разницей цен на него на внутреннем и внешнем рынках косвенно субсидирует российскую экономику и ее экспортоориентированные отрасли. А это правилами ВТО запрещено.
Внутренние цены на нефть и нефтепродукты эти организации волнуют меньше. Так что я сомневаюсь, что вступление в ВТО как-то повлияет на ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов.