Возьмите Италию. Что такое тамошний Милан? Это, по-ихнему, Екатеринбург. Но то, что происходит в миланском "Ла Скала", интересует весь мир - так поставлено дело. Сменился там директор - и волны скандала обогнули планету раз пять. Сменился директор в Екатеринбургской опере - и до результатов этой смены никому нет дела. Потому что наши медиа трудолюбиво возводят между "столицей" и "провинцией" стену молчания. Москва не знает о премьерах в Саратове или Новосибирске. Хотя Париж знает о том, что поставили в Тулоне.
Екатеринбургская опера - наш "Ла Скала", историческое национальное достояние. Здесь пели Лемешев, Козловский, Архипова, Штоколов, Гуляев, Горчакова... Директор Владислав Вяткин был рачительным хозяином. Задал зданию капитальный ремонт, и теперь это один из уютнейших театральных домов страны. Собрал блестящую команду: дирижер Евгений Бражник, режиссер Александр Титель, художник Эрнст Гейдебрехт. С театром сотрудничали первые сценографы страны - такие, как Валерий Левенталь. На премьеры слетались критики и любители со всей страны. Газеты писали о "свердловском феномене".
Рынок захлестнул театр не в лучший момент. Тителя пригласили в Москву, Гейдебрехт уехал в Германию, директор потерял форму, и в хозяйстве наметились признаки упадка. В 2012 году Екатеринбургской опере исполнится сто лет. Но никто не знает, доживет ли она до юбилея. Потому что плыть в волнах рынка со связанными руками невозможно.
Из недавней роскоши в Екатеринбурге сегодня остались замечательное здание, хороший оркестр с рассохшимися инструментами, несколько отличных голосов и Евгений Бражник - один из лучших дирижеров страны, отметивший 60-летие. Он бесспорный лидер театра, но у него опускаются руки. Потому что у нового директора Юрия Орлова нет представления о том, куда плыть, нет программы - и возраст не тот, и опыта никакого. Это стало ясно при первом же разговоре с ним. Было это видно и по организации юбилея. Поздравить мастера приехали звезды из Москвы и заграницы - по тому, как их поселили, как приняли и чем проводили, было ясно: дирекция не владеет простейшими хозяйственными навыками - она, что называется, не комильфо. Чуть раньше возник у театра другой начальник - Вячеслав Гордеев, знаменитый танцовщик. Когда его назначили, была надежда, что екатеринбургский балет на пороге перемен. Перемены есть, но к худшему. Новый худрук в театр прилетает редко, за два года поставив один средний спектакль. Без идей, перспектив и лидера балет вянет.
Екатеринбургская опера - федерального подчинения. Поэтому из всех екатеринбургских театров она в самом невыгодном положении: для местных властей она чужая, а Москве не до "провинции".
Недавно в редакции "РГ" побывал глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Подробности "Делового завтрака" с одним из крупнейших деятелей нашей культуры - в одном из ближайших номеров. А сейчас мой вопрос ему и его ответ, который радует.
Российская газета| Я хочу обратить внимание на судьбу театров федерального подчинения, которые за пределами Москвы.
Михаил Швыдкой| У нас их немного: Ярославский театр имени Волкова, Новосибирская опера и Екатеринбургский театр оперы и балета, где дела обстоят очень непросто. Там идут конфликты, и мы постараемся создать комиссию, чтобы разобраться на месте. Предстоит серьезная работа: нужно вывести театр на современный хозяйственный технологический уровень, которого он заслуживает.
Итак, сложность ситуации федеральное агентство сознает и намерено искать выход. Я хочу помочь процессу: судьба одного из главных театров России меня волнует. А судьба висит на волоске. Любой творческий коллектив знает конфликты этого рода: потерявшая творческую форму масса угасших звезд сплотилась против всего, что несет в себе опасное для них зерно перемен. Но она нашла опору в директоре. Директор - тоже бывший тенор, он поймет. Он и понимает. Он уже издал приказ, которым передает себе не только административное, но и художественное руководство. Он перешел в наступление. На что? На будущее театра. Потому что со старыми навыками и без современного менеджмента театру не выжить.
Вот фрагменты моего разговора с главным дирижером театра Евгением Бражником. Он состоялся год назад, когда ситуация уже приобрела остроту, но еще не ввинтилась в клинч.
Евгений Бражник| Все вокруг меняется, кроме нашего театра. Ставятся новые спектакли или нет, есть в зале зрители или пусто - это не влияет ни на оплату труда, ни на творческие ресурсы. Накопилось множество проблем: нет современной техники, инструментов, "бегущей строки". Артисты и музыканты уходят, балет танцует в ночных клубах, все расползается. Выжить в этой ситуации можно только с командой энергичных профессионалов, которые умеют добывать деньги. Деньги даются под конкретные проекты и имена. Это и должно быть главной функцией дирекции. Увы - пока только "должно".
РГ| Но в ваш театр билеты раскупались за месяц!
Бражник| А теперь молодежь не ходит - театру нечем ее заинтересовать. В соседней филармонии - и реклама, и продажа билетов через Интернет, и умение создать атмосферу события, ажиотажа.
РГ| Как вы представляете выход из кризиса?
Бражник| Планирование на сезон. Контрактная система. Каждый актер должен знать, когда и в каких спектаклях он занят и сколько за это получит. Гонорары сообразно важности актера для спектакля. Но нужны люди, способные все это делать. Умные, оборотистые и заинтересованные в деле. Нужна интеллектуальная предпринимательская деятельность.
А в театре бухгалтерия с допотопными инструкциями и отдел кадров, где в положении об обязанностях помрежей до сих пор значится: знать постановления партии. Мы существуем вопреки логике. По всем законам нас уже нет. Но кораблю уже 93 года, он набрал хорошую инерцию - поэтому пока плывет. Но доплывет ли до столетия - неизвестно.
РГ| Лидер любого хорошего театра - большой художник. Лидером "Новой оперы" был Колобов, лидер Мариинки - Гергиев, лидер "Геликона" - Бертман, лидер Екатеринбургского театра - Бражник. Человек с художественными идеями.
Бражник| Это слова. Юридических прав у меня нет. А когда любые предложения усовершенствовать кадровую структуру воспринимаются как давление - ничего не получится.
И тем не менее. Когда мне хочется хорошей музыки, я ставлю на плеер CD с записями екатеринбургских спектаклей "Сказание о невидимом граде Китеже", "Сорочинская ярмарка" и "Любовный напиток" - это европейский уровень. Премьера "Фальстафа", осуществленная в Екатеринбурге Кириллом Стрежневым и Евгением Бражником, оказалась столь же живой и остроумной, как в московском "Геликоне", и на голову выше замороженной версии Большого театра. Здешняя "Царская невеста" в постановке Дмитрия Бертмана демонстрирует замечательные возможности труппы. Два года назад Екатеринбургская опера с успехом гастролировала в США. В планах главного дирижера - возобновить сотрудничество с режиссером Александром Тителем и художником Эрнстом Гейдебрехтом. Создан интернет-сайт, который должен был стать визитной карточкой театра и оперно-балетным клубом в Сети, способным привлечь нового зрителя. Сайт начинал по-столичному - но вскоре был скорректирован, и теперь посетитель первым делом видит, кто и как сидит в кресле директора.
Екатеринбургская опера по-прежнему одна из лучших в России. У нее есть яркий художественный лидер. Дело за малостью - цивилизованным менеджментом. И я не могу поверить, что нужных театру людей в огромном Екатеринбурге нет. Слова главы Федерального агентства по культуре и кинематографии дают надежду.