- Новый документ закрепляет полномочия за Росгидрометом по целому ряду позиций. Первое: закон закрепляет полномочия правительства РФ и Росгидромета по регулированию обеспечения органов государственной власти, Вооруженных сил сведениями о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении, определении перечня работ федерального назначения. В прежнем документе это не было прописано напрямую, поэтому возникали трудности. Второе: много говорится об упорядочении и улучшении государственных услуг, которые предоставляются населению со стороны государства. В новом законе формулируется положение о государственных услугах в области гидрометеорологии, которые будут отныне предоставляться не только организациям, но и гражданам. Речь идет о составлении специальных прогнозов погоды, урожая сельхозкультур, обеспечении спецопераций. Все это не было предусмотрено прежним Законом "О Гидрометеорологической службе", принятом в 1998 году. Кроме того, этот закон вносит изменения в определение понятий работ федерального назначения. Дело в том, что Росгидромет такие работы формирует и выполняет не только на территории Российской Федерации, но в Мировом океане, Арктике, Антарктике, околоземном космическом пространстве, то есть не на территории России. Таким образом, уточнение помогает юридически выстроить нашу деятельность.
В законе вводится новое понятие - "работы регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по предметам совместного ведения". К полномочию органов субъектов Федерации относятся предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, ликвидации их последствий, организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Работы для охраны окружающей среды также требуют дополнительных усилий, связанных с наблюдениями за загрязнениями окружающей среды, которые специфичны для каждого субъекта Федерации. Раньше в субъектах Российской Федерации эти работы не были законодательно зафиксированы, и выполнить их в законном порядке не было возможности. Теперь путем введения нового понятия это становится реальным.
Кроме того, основные понятия закона дополнены терминами и определениями, которые четче определяют функции федерального органа исполнительной власти. Так, например, "гидрометеорологическая безопасность" подразумевает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от воздействия опасных природных явлений, изменения климата.
Вводятся определения: "опасные природные явления", "штормовое оповещение", "штормовое предупреждение", "активные воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы". Термины "экстренная информация", "штормовое предупреждение" требовали конкретизации исходя из практики деятельности не только Гидрометслужбы, но и других органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, изменения, принятые в новом законе, отражают сложившуюся практику взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Федерации и направлены на упорядочение этого взаимодействия. Мы ожидаем повышения эффективности регулирования деятельности гидрометеорологической службы со стороны государства. Все это позволит существенно увеличить информационные ресурсы по фактическому и прогнозируемому состоянию окружающей среды и улучшить ее использование.