На этот раз поправки касаются статуса депутатов и руководителей муниципальных образований, которым будет запрещено совмещать ряд должностей. Парламентарии утверждают, что через пару недель подготовят новые концептуальные изменения в закон о МСУ. При этом многие сенаторы признают, что "обвальное", постоянное изменение закона о местном самоуправлении способно дезавуировать весь смысл этого документа и выхолостить саму реформу, которую во многих регионах и так уже решили отложить на три года.
По мере того как парламентарии принимают все большее количество поправок в закон о МСУ, в нем обнаруживаются все новые недочеты. Буквально месяц с небольшим назад (31 декабря 2005 года) президент подписал одобренный ранее сенаторами и депутатами Федеральный закон N 199 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий", которым были внесены серьезные поправки в действующее законодательство о местном самоуправлении. В 199-м законе, в частности, четко говорится, что депутатам муниципальных представительных органов запрещено совмещать должности муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений и организаций. То есть депутат муниципального совета теперь не имеет права одновременно занимать должность, например, директора школы, главврача или начальника ЖЭКа.
Этот в принципе правильный закон совершенно неожиданно вызвал кадровую неразбериху во многих регионах. Дело в том, что в большинстве муниципальных районов России выборы местных депутатов прошли еще в конце прошлого года - до подписания 199-го закона. И тысячи депутатов, получив мандат народных избранников, сохранили за собой прежнее место работы. Теперь, согласно новому закону, перед депутатами муниципалитетов встал вопрос - какую из двух должностей за собой сохранить. Десятки, а может быть и сотни, муниципальных депутатов в течение прошедшего января уже приняли решение сложить себя полномочия и сохранить предыдущую работу.
Увидев, к чему на практике привел одобренный ими же самими 199-й закон, парламентарии решили подготовить новые поправки. Сегодня должны быть приняты изменения в законодательство, в соответствии с которыми ограничения на совмещение должностей не будет распространяться на муниципальных депутатов, избранных по старой избирательной схеме, то есть до 31 декабря 2005 года.
Тем временем в законе о МСУ обнаружился еще один "пробел": закон позволяет совмещать одному и тому же лицу сразу две депутатские должности. Один и тот же человек в нашей стране может быть депутатом сразу двух или даже трех муниципалитетов. Кроме того, в законе нет запрета на то, чтобы чиновник совмещал должности главы муниципального образования и главы поселения. В одной только Московской области насчитывается семь руководителей, которые одновременно работают главами муниципальных образования и поселений. Сенаторы и депутаты обещают, что через пару недель подготовят новые поправки в закон о МСУ, которые устранят этот "пробел". "Я считаю, что такое совмещение должностей - полный нонсенс. Уж если человек был избран депутатом в каком-то округе, то в нем он и должен работать. Таким вещам необходимо поставить жесткий заслон. Но главная проблема реформы местного самоуправления заключается в другом: до сих пор в некоторых регионах нет четкого плана проведения реформы местного самоуправления, не разграничены до конца права на собственность между региональными и муниципальными властями, не решен вопрос с финансированием полномочий муниципалитетов", - рассказал "РГ" член Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгат Алтынбаев. Многие парламентарии опасаются, что за валом "мелких" поправок в закон о МСУ будут забыты более важные проблемы. В результате чего сама реформа будет фактически снова надолго отложена. Вероятно, в ближайшее время парламентарии проведут слушания, посвященные проблемам МСУ, на которых будет принят план действий федеральных парламентариев по продвижению этой многострадальной реформы.