О законе об ужесточении наказаний для автомобилистов - из первых уст
Не успели автомобилисты прийти в себя после введения очередных новшеств на дорогах, например, обязательных детских сидений или европейского стандарта светотехники, как пришла новая напасть. Депутаты предлагают возвратиться к балльной системе, при этом увеличив количество составов, за которые нарушители поплатятся правами на управление, а некоторые и свободой. В прямом смысле этого слова. Впрочем, все это произойдет не завтра. И вряд ли станет такой неожиданностью, какими стали новогодние поправки в правила дорожного движения. Подробнее обо всем этом рассказывает начальник управления Департамента безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин.
План по баллам
Российская газета| Владимир Викторович, водителей уже напугали новыми правилами, они вступили в действие, но правительство предлагает их отсрочить, и тут новый законопроект...
Владимир Кузин| Действительно, вступление новых правил собираются перенести по срокам. Но пока нет соответствующего распоряжения правительства - они действуют. И автолюбители должны их соблюдать. Что же касается нового законопроекта, то это пока только проект. Было большое количество обращений и законодательных собраний субъектов Федерации, и депутатов. Кто-то предлагал ввести увеличение санкций в 10 раз, кто-то предлагал ввести новые составы, кто-то предлагал что-то отменить. В общем уже всем было понятно, что надо что-то делать, как-то решать проблему, в итоге возник данный документ. Он подготовлен депутатами профильного комитета Госдумы, который занимается Кодексом. Это комитет "По конституционному законодательству и государственному строительству". Внесли законопроект депутаты Плигин, Харитонов и Москалец.
РГ| Концепцией по безопасности дорожного движения было запланировано со временем введение балльной системы. Теперь это получается первоочередным мероприятием?
Кузин| Такое предложение есть. Законодатель предлагает оценивать в баллах грубые и систематические нарушения. Это те нарушения, за которые предусматривается такая мера наказания, как лишение права управления. То есть не так, как было раньше, - баллы за каждое нарушение - не пристегнут ремнем, поехал без шлема, немного превысил скорость. Сейчас предлагается оценивать в баллах только те составы, по которым предусмотрено лишение права управления.
Многие правозащитники утверждают, что балльная система - это двойное наказание. То есть мало того, что человек заплатит штраф за превышение скорости, его лишат права управления, так еще он получит и по балльной системе лишение права. Но все не так просто. Это не двойное наказание. За последнее правонарушение, с учетом которого оценка в баллах превысила обозначенное в правилах, наказания не следует. Нарушение будет переквалифицировано. Допустим, водитель выехал на полосу встречного движения, инспектор остановил его, увидел, что сумма баллов превышает 10, и задержит права не за выезд на встречку, а за то, что сумма баллов превысила допустимые. Соответственно суд будет выносить наказание именно по этому пункту. То есть за нарушение правил, которое водитель совершил, он платить не будет, но будет отвечать за совокупность нарушений.
Но это не главное в законопроекте. Почему-то все СМИ обсуждают только этот пункт.
РГ| А что самое главное?
Кузин| Самое главное, что к этой проблеме подошли всеобъемлюще. Законопроектом вносятся поправки не только в двенадцатую главу Кодекса. Изменения предлагаются в общую часть, особенную и процессуальную часть. То есть изменения комплексные.
РГ| И что нового в общей части?
Кузин| Так предполагается внесение изменений в презумпцию невиновности. Предусматривается ответственность транспортного средства в случае фиксации правонарушения при помощи специальных технических средств.
РГ| То есть ответственность будет нести не водитель, а автовладелец.
Кузин| Совершенно верно. Когда водитель, совершивший правонарушение, не установлен на месте его совершения. Но если он не согласен с данным решением, то он имеет право обжаловать постановление. Например, заявив, что машиной управлял не он, потому что передал ее по доверенности гражданину Иванову или эту автомашину у него угнали, или еще ряд случаев. Разумеется, представив соответствующий документ.
РГ| В некоторых СМИ прозвучала мысль, что данный законопроект отменяет доверенности. Так ли это?
Кузин| Гражданский кодекс никто не планирует менять. Об отмене доверенностей даже речи не идет. Как раз она будет являться доказательством того, что автовладелец в данный момент не управлял автомашиной.
Правила есть и за границей
РГ| Теперь за нарушения правил за границей я буду нести ответственность и в России?
Кузин| Поскольку очень много материалов идет к нам из ближайшего зарубежья по тем составам, которые предполагают ответственность и в нашем законодательстве, то эти нарушители будут отвечать за них по закону и у нас, если они не были там привлечены к ответственности. Сейчас готовится закон о ратификации Конвенции о взаимном признании решений об административных правонарушениях между странами СНГ. На сегодняшний день этот вопрос вообще не урегулирован. Есть конвенция. Она ратифицирована только четырьмя государствами: Армения, Таджикистан, Белоруссия и Казахстан. Россия пока еще не ратифицировала эту конвенцию. Но такой законопроект сейчас проходит согласование в наших министерствах. А с государствами дальнего зарубежья таких соглашений не было никогда. От них документы приходят к нам только тогда, когда там принято решение о лишении права управления. К нам, соответственно, возвращаются права этих лиц с решением тамошних властей.
РГ| И что? Вы возвращаете их владельцам?
Кузин| Конечно. А что делать? Ведь правонарушение произошло на территории другого государства, где наши законы не распространяются. Кстати, таких обращений много. Наших автолюбителей лишают прав в Италии, Франции, Испании, причем в основном за пьянку. Документы приходят к нам, а мы, скрепя сердце, возвращаем права автовладельцу. Казахстан постоянно направляет нам составленные протоколы, но мы не можем принять по ним решения, потому что соответствующий договор до сих пор нашей страной не ратифицирован.
РГ| А если этот законопроект вдруг станет законом то, я так понимаю, будет следующим образом: если я проехал на красный свет или пересек две сплошных где-нибудь в Молдавии или Белоруссии.
Кузин| ...то нам придет материал на исполнение, и если в той стране, где вы совершили это нарушение, не были приняты меры, то нами будет вынесено соответствующее решение..
Инвалидность длиной в год
РГ| Почему вдруг решили увеличить срок оценки "человеческих" повреждений в результате ДТП?
Кузин| Действительно, предлагается по тем составам, по которым проводится расследование, по причинению легкого или среднего вреда здоровью увеличить срок привлечения к ответственности. То есть на сегодняшний день виновник ДТП ждет максимум два месяца вердикта от врачей, какой же ущерб он нанес пострадавшему. С новыми правилами этот срок увеличивается до года. Ведь не всегда сразу на месте или даже в течение двух месяцев удается установить, насколько тяжелы ранения. Зачастую их последствия всплывают по прошествии изрядного времени после аварии. Даже срок лечения может превышать два месяца, и лица, виновные в ДТП, уходят от ответственности.
РГ| А то, что касается гибели в результате ДТП?
Кузин| Это уже уголовная ответственность.
РГ| Но там ведь тоже сроки обозначены? Человек пострадал в аварии и умер в результате через 2 месяца в больнице. Виновный в ДТП будет нести ответственность?
Кузин| Конечно! То, что вы привели в качестве примера, касается только статистики. Человек, умерший по истечении 7 суток после ДТП, в статистику погибших в результате аварии не входит. Но то, что касается ответственности, если врачи дали заключение, что смерть наступила именно в результате ДТП, виновник этого происшествия будет отвечать по полной программе.
РГ| Были ли какие-либо рекомендации, замечания со стороны ГИБДД на тему данного законопроекта?
Кузин| Мы возвращаемся к началу разговора. На все 16 законопроектов, которые лежат в Госдуме, были написаны соответствующие отзывы наших специалистов. Какие-то вопросы одобрены, какие-то - нет. Данный законопроект только на днях был вынесен на рассмотрение, и отзыва на него пока нет. Сначала он поступит в правительство, потом к нам, потом с нашим заключением обратно, и только тогда вернется в Госдуму с соответствующим заключением. Но что это будет за заключение, я вам сейчас сказать не могу. Идеи интересные, правильные. Они уже не раз были озвучены в прессе, они поднимались на заседании Госсовета. Даже в своем Послании президент уделил им внимание. Но конкретно данный законопроект требуется для начала детально изучить. А концептуально он нами приветствуется.
За баллом балл
10 - максимальная сумма баллов, после которой водителю грозит лишение прав на срок до двух лет либо арест на 15 суток. То есть эти два нарушения должны присутствовать одновременно.
8 баллов - будет присваиваться за управление автомобилем в нетрезвом виде и без прав.
4 балла - за использование незаконных спецсигналов, управление автомобилем без прав либо в состоянии алкогольного опьянения, за превышение скорости более чем на 60 км/час, неправильное пересечение железнодорожного переезда. А также за непредоставление преимущества спецтранспорту, за нарушение правил перевозки грузов и правил буксировки и за ДТП, в котором причинен средний вред здоровью потерпевшего. Столько же будет записано вам на счет в случае неподчинения законному требованию инспектора ДПС либо отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
3 балла - превышение скорости от 40 до 60 км в час, проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, авария, где пострадавшему причинен легкий вред здоровью, оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся.
2 балла - за выезд на встречную полосу в случаях, если это запрещено ПДД, за управление машиной, на передней части которой установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета.