Некая логика в грядущем установлении, несомненно, имеется. Ну в самом деле. Если чиновникам дозволяется, а нередко и полагается входить в советы директоров предприятий с преобладающей долей государственного капитала, то почему депутатам нельзя? Тем более что это и не внове. Как напомнил вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, "до 2001 года такое право - представлять интересы государства в принадлежащих ему акционерных обществах - у депутатов было". А отняла его Госдума прошлого созыва по инициативе фракции "Яблоко", сумевшей убедить парламентское большинство в коррупционной опасности, проистекающей от сращения власти и бизнеса.
Противников такого альянса в Госдуме немало и теперь. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский видит в намечаемой поправке в закон о депутатском статусе "стремление легализовать то, что и так существует в нашей жизни, хотя и не слишком легально: некоторые депутаты запрет на совмещение нарушают". А то, что представлять интересы государства в акционерных обществах депутаты будут на безвозмездной основе, ничуть не колеблет позиции другого коммуниста - Виктора Илюхина: "Что бы ни говорили об отсутствии зарплаты, но она будет - в том или ином виде, в тех или иных формах: в конверте, в виде премии, в трудоустройстве родственников и т.п.".
Да уж, чего-чего, а разнообразных видов вознаграждения за свои менеджерские услуги народные избранники при всем их бескорыстии уж точно не избегнут. Стыдить их за это? Давайте. Кто верит в исцеляющую силу подобных проповедей, пусть продолжает заниматься морализаторством. Мне же кажется, что пуританский взгляд на "внебрачные связи" депутатов и бизнеса, о которых все знают, но вслух не говорят, искоренению устоявшейся практики мало способствует. Попытки обнажить скрытые механизмы кланового воздействия на законодательный процесс и демонтировать их предпринимались неоднократно, но результатов не дали. Сегодня мы наблюдаем попытку принципиально иную - легализовать отношения законодателей с бизнес-структурами (по крайней мере с теми, где контрольный пакет принадлежит государству). Российский лоббизм, прежде таившийся, как тать в нощи, обнаружил готовность выйти из тени.
Впрочем, попытки (правда, не столь заметные) снять гриф секретности с отношений между депутатскими спонсорами и получателями денег предпринимались и ранее. Может, кто еще помнит, как несколько лет назад думская группа "Народный депутат" и холдинг "Металлоинвест" подписали открытое соглашение о сотрудничестве. Как было публично заявлено, это сотрудничество найдет выражение в "совместных встречах специалистов холдинга и депутатов для обсуждения законопроектов, затрагивающих интересы холдинга". И чтоб уж без ханжеских недомолвок - да, "холдинг готов оказывать депутатскому объединению финансовую помощь". Теперь можно только догадываться, как долго длился роман "Народного депутата" с "Металлоинвестом", прежде чем эта счастливая пара решила оформить свои отношения.
Российский лоббизм, прежде таившийся, как тать в нощи, обнаружил готовность выйти из тени
Но говорить о российском парламенте как о собрании всяческих лоббистов, явившихся откуда ни возьмись, - значит не уважать родные традиции. В советскую эпоху обкомовские и ведомственные бойцы за фонды, лимиты, строку в пятилетке добились бы немногого, не будь у них влиятельных опекунов и покровителей. Лоббистская схема той поры: секретарь ЦК - зампред Совмина - отдел ЦК - отдел Госплана. Самой же мощной "группой захвата" была межведомственная комиссия - к примеру, по ВПК или ТЭКу. Постоянно дерущихся между собой региональных и отраслевых лоббистов разнимали в обкомах и ЦК.
С крахом КПСС, планово-распределительной экономики рухнула и советская система лоббирования, по-своему стройная, упорядоченная, в которой каждый играл по правилам и знал свое место. Дикий лоббизм, явившийся на смену, унаследовал у своего праотца многие родовые черты. Только теперь предметом лоббистской охоты являются уже не фонды и лимиты, а льготы, квоты, нормативы, регулируемые, помимо правительственных постановлений, еще и законами.
Шитье закона "на заказ" - дело настолько деликатное, что никакая бригада мастеров не станет рекламировать свое "ноу-хау". Как оно делается - неважно, мол. Главное, чтобы костюмчик сидел. Но кто и на кого "шьет" - в общем, не тайна. Скажем, многие знали, что существовавшая в одном из созывов Госдумы депутатская группа "Регионы России" тесно "дружила" с "ЛУКОЙЛом". Нефтяное лобби в парламенте сформировалось еще в 1993 году, о чем тогдашний министр топлива и энергетики Юрий Шафраник говорил прямо, без обиняков: "Посоветовавшись с президентами компаний топливно-энергетического комплекса, мы решили провести в Госдуму и Совет Федерации своих людей, создать там свое энергетическое лобби. От ТЭКа в парламент прошла целая команда".
Легализации такого порядка вещей отчасти послужило официальное разрешение инвестировать капитал в политику. Чьи-то вложения в депутатский мандат еще не окупились, чьи-то же окупились с лихвой. У кого не хватает средств содержать свою фракцию в Думе, находят деньги на подкуп отдельных "независимых" депутатов.
Как же вышколить дикий и необузданный российский лоббизм, чтобы сделался он цивилизованным и управляемым? Лучший и, вероятно, единственный способ - легализовать его. Вывести из тени на свет. Придать ему престижный статус организационного и экспертно-консультационного предпринимательства.
Опыт контроля над узаконенными лоббистами имеется во всех нормальных странах. К примеру, в США любое лобби может практиковать, только пройдя регистрацию в конгрессе. Владелец фирмы, промышляющей лоббистскими услугами, обязан отчитываться перед конгрессом: кто, сколько и за что заплатил. Все на виду, никакого подполья.
Одна попытка легализовать лоббизм в России уже предпринималась. В Думе первого созыва был подготовлен законопроект "О регулировании лоббистской деятельности федеральных органов государственной власти". В нем говорилось, что в роли лоббистов "не могут выступать депутаты парламента, выборные должностные лица РФ и ее субъектов, а также органы и должностные лица исполнительной власти". Проект бил по корпоративным интересам думских фракций и групп. Поэтому его превращение в закон некому было пролоббировать.
ЕСЛИ поправка в закон о депутатском статусе, разрешающая законодателям открыто представлять интересы коммерческих компаний с государственным капиталом, будет принята, лоббизм как минимум выйдет из тени. Общество по крайней мере узнает, кто за кем стоит, кто и кому заказывает музыку.