Мы воочию наблюдаем работу механизмов "утечки" новейших фильмов, о которых кричит мировая пресса: только что на московских прилавках появился главный "оскаровский" претендент - фильм Аня Ли "Горбатая гора", - появился за полтора месяца до его официальной премьеры в России, вытянув из кармана официальных прокатчиков несколько миллионов рублей! Причем не в хилой "тряпичной" копии, снятой любительской камерой с экрана, а в официальной, со звуком Dolby - той, что Голливуд рассылает своим академикам для закрытого просмотра.
Идет война и между легальными производящими компаниями, которые соревнуются уже не только за выпуск кассовых названий, но и за такой выпуск, который привлечет внимание оригинальностью. Так сложились популярные "артхаусные" серии "Другое кино" и "Кино Европы", возникли актерские и режиссерские "собрания сочинений". Наконец, самое шикарное приобретение видеорынка - так называемые "коллекционные издания" типа "ИЗБРАННЫХ БОЖЕСТВЕННЫХ КОМЕДИЙ", о которых я рассказал в прошлом выпуске "Видеосеанса". Такие многодисковые издания решают вечную и очень болезненную для режиссеров проблему допустимого для киноэкранов метража. Ну, не могут зрители сидеть в креслах больше определенного срока, физически изнурятся. Появление DVD и домашних кинотеатров резко повысило этот порог, и режиссеры стали возвращать в видеоверсии своих картин вынужденно вырезанные сцены.
Теперь эту серию удачно пополнили три выдающихся по культуре изготовления альбома: "полное специальное издание" оскароносной исторической эпопеи Ридли Скотта "ГЛАДИАТОР" на трех дисках, включившее в знакомую ленту 17 минут ранее не виденных эпизодов, "4-дисковое коллекционное издание" культовой молодежной фантастики Роберта Земекиса "НАЗАД В БУДУЩЕЕ" и "коллекционное издание" всех трех историй про "ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА" Стивена Спилберга.
Это сущие шедевры издательского искусства - ярко иллюстрированные книжки-раскладушки с закрепленными на них дисками и кучей увлекательных бонусов: кинорепортажами со съемок, комментариями создателей, рассказами о том, как строились декорации и творились спецэффекты, разного рода музыкальными и анимационными клипами и множеством сюрпризов. Хочется зарыться в каждый из этих альбомов этак на недельку, насладиться изобретательностью и остроумием авторов, просмаковать знакомые (а часто - и полузабытые) приключения, погрузиться в дебри истории и накоротке пообщаться с умными творцами. Далеко уже не новые, даже "древнющие", как сказал мне подросток-продавец из видеолавки, картины 90-х и даже 80-х здесь получают полноценную новую жизнь, с изумительным качеством изображения и звука.
Хотя, конечно, прошло время, и ряд критериев сместился. Сегодня яснее чувствуются неистребимый оптимизм и органический гуманизм этих картин. Они апеллируют к добру и добро несут. "Гладиатор" - это не только о кровавых схватках на арене римского Колизея, но и о человеческом достоинстве. "Назад в будущее" - не только о смешных парадоксах путешествий во времени и попыток повлиять на ход событий, поправить будущее, но и о потребности поколений узнать и понять друг друга. Как сказал сам Земекис, его комедийно-музыкально-научно-фантастическая картина - о проблемах взросления, и подросток Марти, герой Майкла Джея Фокса, азартно учится жизни, набивая на своих авантюрах шишки. И "Парк юрского периода" с его ревущими динозаврами - только антураж для проведения всегда волновавшей Стивена Спилберга темы взаимопомощи людей в минуту опасности, темы вполне "идейного" героизма. Сегодня все эти качества в дефиците.
Актерские коллекции обогатились собранием фильмов Ингрид Бергман - не только великолепной актрисы, но и одной из красивейших женщин мирового кино: "ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ БРАМСА?" Анатоля Литвака, где она играет с Антони Перкинсом и Ивом Монтаном (1961), "КАСАБЛАНКА" Майкла Кертица с Хамфри Богартом (1942), триллер Джорджа Кьюкора "ГАЗОВЫЙ СВЕТ" с Шарлем Буайе (1944). Вышла и "Коллекция Керка Дугласа" - спортивная драма "ЧЕМПИОН" Марка Робсона (1949), драма Винсенте Миннелли из голливудской жизни "ЗЛЫЕ И КРАСИВЫЕ" (1952) и его итальянский фильм "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОДИССЕЯ" Марио Камерини (1955).
По-своему уникален диск с шестью (!) фильмами популярнейшей музыкальной звезды 30-х Дины Дурбин из серии "Звезды кино". Здесь не только хрестоматийно известные ее ленты, как "БЕЗ УМА ОТ МУЗЫКИ" (у нас шла под названием "Весенний вальс") или "СТО МУЖЧИН И ОДНА ДЕВУШКА", где Дурбин поет и играет с Леопольдом Стоковским, но главным образом картины, в СССР никогда не шедшие. Среди них драма Роберта Сиодмака "РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ" с Джином Келли - наивный подросток, какой мы привыкли ее представлять, Дина Дурбин здесь играет певицу из публичного дома. В музыкальной комедии "ИЗ-ЗА НЕГО" она снялась с великим Чарлзом Лаутоном, лучшим в киноистории Квазимодо. На диске есть еще и обаятельные музыкальные комедии "ВОСХИТИТЕЛЬНАЯ МИССИС ХОЛЛИДЭЙ" и "ТРИ МИЛЫХ ДЕВУШКИ". То есть перед нами одно из наиболее полных собраний творчества любимой актрисы послевоенного СССР.
Новое американское кино представлено комедией Джадда Апатоу "СОРОКАЛЕТНИЙ ДЕВСТВЕННИК". Это история человека, ухитрившегося лучшую часть жизни прожить без вина и женщин (причины воздержания останутся тайной - такой, мол, робкий характер). При этом, как говорится в старой итальянской ленте, желание-то у него есть - что нам и демонстрируется в первом же кадре. Узнав о его образе жизни, коллеги по работе разносят по миру весть о наличии в городе раритетного девственника и задаются целью его поженить. В сущности, перед нами классический сюжет непритязательного водевиля, и вопрос только в том, как это сделано. Но весь юмор картины, которая в Америке пользуется шумным успехом, сосредоточен ниже пояса и сродни юмору передачи "Большая стирка" - даже отрицательное обаяние не в меру суетливого героя того же розлива, что у перезрелого мальчика Малахова. Его скучная внешность вызывает ассоциации с занудливым школьным учителем, и это совсем не смешно. Как, по-моему, не смешны бесчисленные сальности, которые рассыпают герои, не скрывая восторга от своего остроумия. Дело, по-видимому, в их возрасте. Безмозглые телячьи радости, которые позволительны персонажам молодежных комедий уровня "Американского пирога" или "Кое-что о Мэри", кажутся патологией, когда им предаются сорокалетние клерки - им-то по определению пора интересоваться не только 24-часовым сексом.
Источник DVD для обзора - "Пурпурный легион на Новокузнецкой".