- На сегодняшний день в стране немало банков, в названии которых содержится слово "развитие". Понятно, что речь идет о кардинально ином кредитном учреждении.
- Разумеется. Подразумевается структура, максимально сосредоточенная на мобилизации долгосрочных кредитных ресурсов, их перераспределении в интересах государства и обеспечении финансирования важнейших народнохозяйственных проектов. Надо прямо признать, что вопрос этот не простой, есть как сторонники создания такого банка, так и противники. Сильно сказываются межведомственные трения.
- Какие основные принципы, на ваш взгляд, должны быть положены в основу такого банка?
- Сформулировать принципы - задача правительства, которому поручено подготовить соответствующий законопроект. На наш взгляд, такой банк не должен работать на коммерческом рынке, с частными вкладами, участвовать в межбанковском кредитовании, создавать филиальную сеть. В то же время ему надлежит опираться на уполномоченные коммерческие банки. А полномочия банки могут получить только на конкурсной основе и утверждаться в этом качестве правительством. Когда исполнительная власть определяет конкретные программы и проекты, необходимые для развития реальной экономики, и выделяет для этого ресурсы, вот тут банк развития и начинает отбор одного или нескольких уполномоченных банков для рефинансирования. Уполномоченные банки дают поручительство возврата ресурсов. Уполномоченные банки федерального уровня могут привлекать региональные банки для реализации проектов на территориях под их собственные гарантии или поручительство местных органов власти.
Одна из проблем российской экономики - нехватка долгосрочных, дешевых ресурсов. Так давайте создавать условия, чтобы эти ресурсы у нас были, чтобы их можно было предоставить и промышленности, и сельскому хозяйству.
Создание таких условий - функция государства. Об этом свидетельствует вся международная практика. Аналитики нашей ассоциации изучили германский опыт, историю Эксимбанка США, японских и южнокорейских банков развития. Везде, где ставилась задача реструктуризации экономики, оживления и обеспечения ее роста, проводили активную кредитно-денежную и бюджетную политику, акцентированно использовали бюджетные и внебюджетные средства.
Развитие инфраструктуры, выпуск авиационной и космической техники, электроники, средств связи, продукции военно-промышленного комплекса... В состоянии ли нынешние коммерческие банки решить эти задачи, требующие сотен миллиардов долларов? Конечно, нет. Между тем власти уже не могут жаловаться на недостаток ресурсов.
С другой стороны, за уставным капиталом банка развития стоит государство, Российская Федерация, под такие гарантии он сможет выпускать облигации, другие ценные бумаги, привлекая по сходной цене все новые и новые денежные средства.
- Сегодня в России много разговоров вокруг того, что Стабилизационный фонд мало задействован в решении экономических и социальных проблем. Не утонет ли банк развития в море заявок на кредиты?
- Лично я сторонник того, чтобы до поры вообще не трогать этот фонд, пока не создан инструмент контроля, обеспечения возврата средств. Деньги из разных источников, в том числе и из Стабилизационного фонда, могут быть пущены под государственные программы именно через банк развития. Это и есть тот инструмент, которого не хватает пока нашему государству. Здесь будет совет директоров, в который войдут и представители государства. Банк станет привлекать специалистов для экспертной оценки крупных программ и проектов.
Там будут конкретные люди, отвечающие за рациональное использование денег.
- Такой банк не может стоять в стороне от финансовых рынков.
- У него будет особое место в кредитно-денежной системе. Кредитные ставки должны быть доступными для потребителей. Ведь основная функция банка развития - не извлечение прибыли, а создание условий для реализации конкретных правительственных проектов. Если рыночная кредитная ставка, условно говоря, находится на уровне 15-20 процентов, то ставка банка развития должна быть ниже на 5-7 пунктов.
- Вносится новый элемент в систему рефинансирования банков в России.
- Совершенно верно. Вводится государственная система реального рефинансирования экономики через коммерческие банки. Сейчас она отсутствует. Отдельные случаи подобного рефинансирования со стороны Центрального банка - не в счет, это еще не система. В последнее время, правда, появились средства Агентства ипотечного жилищного кредитования, с которыми работают около пятидесяти банков нашей ассоциации в режиме рефинансирования. Но все это только подчеркивает необходимость создания специализированного государственного банка.
- В перечисленных вами приоритетных отраслях для особого рефинансирования не будет проблем связи с банком развития, скажем, у предприятий космической и авиационной техники - они имеют свои представительства в Москве. А как доберутся до него отдаленные территории? Ведь у банка развития не будет филиальной сети.
- Уполномоченные коммерческие банки, по идее, должны охватывать своим обслуживанием все регионы. Разумеется, он может создавать свои представительства в округах, но только для мониторинга и согласования каких-то позиций с местными уполномоченными банками, органами власти. Это не потребует больших затрат.
- Можно предположить, что просить кредиты под свои проекты в рамках государственных программ будут очень многие. Возникает проблема отбора.
- Принципы и организация отбора должны быть прописаны в законе и подзаконных актах о банке. Тут первое слово за федеральным правительством.
- А статус, устав, концепция?
- Банк должен быть учрежден специальным законом. Пока эксперты не пришли к однозначному выводу, должен ли он быть в подчинении Центрального банка страны или правительства. В разных странах по-разному. Главное, чтобы он исправно выполнял возлагаемые на него функции, функции агентства развития, а не коммерческого банка. В этом качестве он может работать и без лицензии ЦБР. Его главная задача - мобилизация денег, их распределение, контроль за ними и обеспечение возврата - должна учитываться при разработке проекта закона, устава банка и положения о его деятельности.
- Банк, несомненно, потребует новых идей, иных по форме и содержанию взаимоотношений с Центральным и коммерческими банками, иных подходов к кредитованию, к подготовке кадров.
- Думаю, что такой банк можно создавать как на совершенно новой площадке, так и с использованием существующих банков с государственным участием, трансформировав их под новые цели и задачи. Не случайно уже было высказано предложение начать строительство не на голом месте, а на базе существующих Внешэкономбанка, Росэксимбанка, Российского банка развития - все они стопроцентные "государственники". Росэксимбанк уполномочен давать поручительские гарантии под экспортные программы и продвигает на мировые рынки нашу экспортную продукцию. К сожалению, это не всегда хорошо получается, потому что не выдаются гарантии для частного сектора, а значит, за бортом остаются экспортеры среднего и малого бизнеса, которые часто рвутся на внешний рынок, но лишены поддержки государства. Банк развития будет ориентирован на выдачу гарантий поручительства и сможет решать задачи продвижения частных российских бизнес-структур на зарубежные рынки.
- В какой форме участвуют три названные вами банка в создании новой структуры: их слияние, участие или чисто организационная роль?
- Рассматриваются разные конструкции. Я знаю, есть предложение объединить Внешэкономбанк с Росэксимбанком, выведя из первого функции, связанные с долговыми проблемами. На этой основе может быть образована новая структура, занятая только инвестированием. Есть предложение трансформировать существующий Российский банк развития в классическую форму, наполнив его большим капиталом и наделив более широкими полномочиями. Так что может быть один банк развития, а может быть и два. По второму варианту один банк может работать на экспортно-импортных операциях, как это делает сейчас Росэксимбанк, наделенный общепринятыми инструментами поручительских гарантий, а второй - по рефинансированию отечественных программ и проектов. Решение - за правительством, работающим над законопроектом.