Бензин опять дорожает

Так, уже в феврале потребительские цены на бензин повысились на 0,4 процента, сообщает Росстат. Цены на бензин марок А-76, АИ-80 и аналогичных им повысились на 0,5 процента, марок АИ-92, АИ-93 - на 0,4 процента, марок АИ-95 и выше - на 0,3 процента. Средняя потребительская цена бензина увеличилась с 16,03 рубля за литр до 16,10 рубля. Увеличение цен на бензин зафиксировано в 28 субъектах РФ, причем самыми существенными его темпы оказались в Новосибирске. В 60 субъектах цены не изменились.

О том, что бензин будет расти в цене, уже ни для кого не секрет. Буквально на днях это подтвердил министр экономического развития и торговли Герман Греф, заявив, что бензин будет дорожать из-за роста цен на мировых рынках нефти. И не странным кажется, что граждане страны, являющейся крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов, вынуждены покупать бензин по ценам, уже близким к Европе.

То, что российский внутренний рынок не завязан на мировых ценах, рассказывал в "Российской газете" и в "Российской бизнес-газете" замначальника отдела таможенных платежей Минфина России Александр Сакович. Лукавят отечественные нефтяники, считает он. Да и налоговое бремя у нефтянки в России несколько ниже, чем в той же Европе или США. Тем не менее экспертные оценки не принимаются во внимание. И получается, что не рынок диктует цены, а сами же нефтяники в силу отсутствия конкуренции на этом рынке.

Итак, с 1 февраля правительство снизило экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, так как в конце прошлого года и в начале года нынешнего цены на мировых рынках энергоресурсов несколько снизились, упав за отметку в 60 долларов за баррель. Казалось бы, потери от снижения мировой цены нефтяникам будут компенсированы. Но вряд ли за этим шагом правительства последует снижение роста цен на бензин на российском рынке. Эта мера, считают эксперты, только усилит тенденцию с вывозом сырья за рубеж и может привести к возникновению дефицита бензина на внутреннем рынке. Что в свою очередь вызовет очередной виток цен на бензин.

Причем нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что происходит это все накануне сельскохозяйственного сезона. Так что в марте нефтеперерабатывающие заводы привычно поднимут отпускные цены. Плюс нефтяники заложат во внутренние цены потери и нынешние из-за того, что правительство не будет индексировать акцизы на нефтепродукты. Индексация акцизов не будет проводиться для того, сказал замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, чтобы сдержать рост цен на нефтепродукты. Но это хорошо на случай, если мировые цены будут расти. Что будет, если же они пойдут вниз? Ответит каждый: рост цен на бензин начнется быстрее.

Есть, правда, и еще один случай для сдерживания роста цен, добавил С.Шаталов, - правительство планирует взимать акцизы только с нефтеперерабатывающих заводов. Дело в том, объяснил он, что разработанная прежде методика привела к тому, что акцизы платили не производители, а продавцы и перепродавцы, что приводило к перекосу в распределении доходов между регионами. Сегодня 10 процентов получают регионы, еще 50 процентов от взимаемых акцизов перераспределяется через федеральное казначейство. Поэтому, считает С.Шаталов, эту "деформацию необходимо скорректировать". Как она будет скорректирована, пока неясно. Но ясно другое, что производители, продавцы и перепродавцы бензина - это те же нефтяные компании. Так что от перемены мест слагаемых сумма не поменяется.

Согласно данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в России в период с 29 декабря 2005 года по 23 января 2006 года не изменились, с 24 по 30 января - выросли на 0,1 процента, с 31 января по 6 февраля цены выросли на 0,4 процента. За 2005 год рост цен на топливо составил 15,8 процента.Тем не менее, поделился своими соображениями Герман Греф, минэкономразвития, минпромэнерго и Федеральная антимонопольная служба планируют возобновить работу с нефтяными компаниями для ограничения роста цен на нефтепродукты.