Закон призван регулировать непростой рынок рекламы. Новации касаются главным образом телевизионной рекламы. Она на самом виду. Здесь крутятся самые большие деньги (более миллиарда долларов) и возникает больше всего вопросов. Так, согласно новой редакции, реклама пива не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени. Реклама азартных игр допускается только с 22 до 7 часов.
Действующее законодательство запрещает рекламу крепкого алкоголя на ТВ, в печатных СМИ и наружке, но не вводит ограничений на рекламу других товаров под "спиртными" торговыми марками, чем активно пользовались многие компании. Чтобы запретить рекламировать эти товары, чиновникам нужно было доказать, что их нет в магазинах. Разбирательство могло затянуться на месяцы. Теперь, если в эфире или на улицах появится реклама чего-либо с "водочным" названием, телеканал или оператор рынка наружной рекламы автоматически получит предписание ее снять.
Теперь в детских и образовательных программах реклама допускается, но строго регламентирована, если передача идет не менее 15 минут, реклама допускается по одной минуте в начале и в конце. Если продолжительность программы 25 минут, то совокупное рекламное время увеличивается до трех минут, при передаче продолжительностью 40 минут до пяти минут, а при часовой передаче до 6 минут. Уровень звуков рекламных сюжетов не должен превышать средний уровень звука прерываемой программы.
Продолжительность рекламного блока в художественных фильмах и других телепередачах не должна превышать 4 минут. Теле- или радиотрансляция спортивных соревнований может прерываться рекламой только в перерывах или во время остановок. Если такие перерывы или остановки не предусмотрены, то трансляция может прерываться рекламой по ходу соревнований таким образом, чтобы это прерывание не могло привести к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом продолжительность такой рекламы не может превышать 20 процентов фактического времени трансляции спортивного соревнования.
Запрещается реклама алкогольной и табачной продукции на телевидении и наружная реклама этих товаров. Также запрещается демонстрация в рекламе курения и употребления спиртных напитков.
Зритель больше не увидит в рекламных роликах "людей в белых халатах" - их "компетентность" не должна вводить людей в заблуждение. Реклама лекарств вообще уйдет с экрана, депутаты определили ей место в специализированных изданиях или местах проведения медицинских мероприятий.
Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: содержать гарантии или обещания эффективности, например, доходности вложений, если даже если эти сведения основаны на реальном опыте, если такая эффективность не определяется договором. При этом нельзя умалчивать об условиях, влияющих на сумму доходов или сумму расходов, если в рекламе сообщается хотя бы об одном из таких условий.
Если в рекламе кредитования указана хотя бы одна из составляющих его стоимости, то в такой рекламе должны быть указаны все составляющие, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика.
Реклама, связанная с привлечением денежных средств для строительства дома или иного объекта недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования проектной декларации и государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства. Реклама, связанная с привлечением средств участников долевого строительства для не допускается в период приостановления в соответствии с федеральным законом деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для этих целей.
Реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами, не должна содержать документально не подтвержденную информацию, если она непосредственно относится к управлению активами; информацию о результатах управления активами, в том числе об их изменении или сравнении в прошлом или в текущий момент, не основанную на расчетах доходности, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а в случаях установленных федеральным законом Банка России; информацию о гарантиях надежности возможных инвестиций и стабильности размеров стабильных доходов или издержек, связанных этими инвестициями; информацию о возможных выгодах, связанных с методами управления активами или осуществлением иной деятельности; заявление о возможности достижения в будущем результатов управления активами, аналогичных достигнутым результатам.
Не допускается реклама ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Реклама эмиссионных ценных бумаг должна содержать: наименование эмитента; источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумаг.
Реклама ценных бумаг не должна содержать: обещание выплаты дивидендов по акциям, а также дохода по иным ценным бумагам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске или дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг, правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами или правилами доверительного управления ипотечным покрытием либо зафиксирована в ценных бумаг; прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг.
Реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется.
Говорится в законе и о пресловутом спаме. В документе записано, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе с использованием телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
В законе подробно определяется порядок распространения наружной рекламы, уточняются правила установки рекламных конструкций, установлен список документов, необходимых для получения разрешения на установку рекламной конструкции.
Не допускается распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре и другом приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения. С 1 января 2007 года запрещается реклама в виде передвижных мобильных конструкций.
Закон предусматривает создание саморегулируемых организаций в сфере рекламы. Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, осуществляющих производство, размещение и распространение рекламы, в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства, созданное в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.
Чтобы не нарушать заключенных долгосрочных контрактов, предусматривается до конца 2007 года не свыше 20 процентов рекламы в час и 15 процентов в течение суток. В 2008 году - 15 процентов эфира как в сутки, так и в час. Включая всевозможные "телешопы" и бегущие строки. Таким образом, вместо сегодняшних 15 и более минут рекламы в час телеканалам оставляют всего 12 минут.
По мнению опрошенных нашей газетой профессиональных рекламистов, сокращение емкости рекламного телерынка на одну пятую часть вызовет рост цен на услуги размещения рекламы минимум на те же 10-20 процентов в зависимости от телеканала. В свою очередь это приведет к выдавливанию из эфира средних и особенно мелких производителей товаров и услуг, неспособных участвовать в ценовой гонке. Соответственно, сузятся их коммерческие перспективы, поскольку эфир - наиболее эффективное средство доведения информации до потребителя.
Однако необходимость в новой редакции закона назрела давно и время на дискуссии истекло. россия вступает в ВТО и должна быть полноценным ее членом, а это включает и законодательный процесс.