Прошло ровно два года так называемой "административной реформы", когда отраслевую власть разделили на тех, кто придумывает, куда бы потратить деньги (министерства), и на тех, кто их раздает (агентства). Давая диагноз новой системе, Михаил Швыдкой назвал ее "не жизненной, но работоспособной, - в случае если приложишь в три раза больше усилий, чем если бы система была жизненной".
Как известно, любая напасть отступает перед еще большей напастью. Именно таковой оказался недавно принятый закон о государственных закупках в приложении к учреждениям культуры. Грубо говоря, закон предлагает ввести всюду конкуренцию в виде тендера (конкурса) на то или иное действие. В культурной сфере это предполагает конкурс на постановку Табаковым в МХТ, на съемку нового фильма Рязановым и Хуциевым, на дирижирование оперой в Мариинке Гергиевым и так далее.
Директор Политехнического музея пояснил, что в 2006 году им предстоит 600 акций, и документооборот, с ними связанный, уже составил 40 килограммов справок. Директор реставрационного центра рассказал, что для восстановления одного лишь памятника культуры в Каргополе им предложили заполнить на тендер 26 бумаг с подтверждением у нотариуса. Понятно, что работать тут будет некогда, да и некому, потому что придется брать на всю имеющуюся зарплату юридически грамотных людей, способных эти бумаги заполнить.
Сам Швыдкой поведал механику лишь одного своего преступления. Уже 7 марта предстоит широко отмечаемый 200-летний юбилей музеев Кремля. Тендер провести не удастся, поскольку другого Кремля в природе пока не нашлось. И деньги все равно придется выделить, но следом должна прийти Счетная палата и "завести дело". Впрочем, это еще впереди.
А позади - год 60-летия Победы, фестиваль Европалия-Россия в Брюсселе, выставка "Russia!" в Музее Гуггенхайма, достижения отечественного киноискусства, концерт в ООН накануне Дня Победы с дирижирующим Юрием Темиркановым. Все это служило положительному имиджу России в мире.
Швыдкой подчеркнул, что 70% бюджета, выделенного на культуру, идет не на подозрительное и обсуждаемое Государственной Думой и ФСБ современное искусство типа "Детей Розенталя", первое московское биеннале и новый фильм "Сволочи", а на сохранение культурного наследия - музеи, библиотеки, памятники культуры федерального значения. Но поскольку денег катастрофически мало, то последних, например, реставрировано всего лишь 5% из нуждающихся в этом.
Кроме того, отметил он, в минувшем году сделало рывок отечественное кино. Наши фильмы возглавили рейтинги проката, в том числе в кинотеатрах нового поколения, куда их 2-3 года назад вообще не брали. А теперь заказывают еще до съемок. При этом 50% федерального бюджета идет на первые и вторые фильмы режиссеров.
При этом надо учесть, что выпуск 130 российских фильмов в год - это хорошо лишь на фоне былых тощих лет. В Европе мы уступаем французам, а тут еще поджимают немцы с приходом у них нового министра культуры. Не говоря о китайцах с их 220 фильмами в год и выпуском 12 тысяч часов сериалов на фоне нашей тысячи сериальных часов.
Приоритеты же в расходовании средств на культуру остаются прежними - сохранение культурного наследия страны: музеев, библиотек, среди которых главное внимание будет уделено сельским и библиотекам малых городов, где весь книжный фонд еще советского времени плюс "СПИД-инфо" и "Правда Жириновского"; реставрация памятников (бюджета хватит лишь на 5,5% из нуждающихся в реставрации); сохранение системы художественного образования. Это то, что уже обеспечено деньгами. Остальные траты будут зависеть от дополнительных ежеквартальных поступлений и внебюджетного финансирования.
А ведь на фоне рухнувшего Басманного рынка как никогда остро стоит проблема сохранности зданий учреждений культуры, которые находятся в плачевном состоянии. Глава агентства по-дружески просил журналистов не давать заголовков к отчету типа "Швыдкой сказал, что все цирки страны построены, как Басманный рынок". Но обещал разослать приказ об их срочной проверке в течение двух недель.
Несмотря на "шагреневый бюджет", он обещал, что и 2006 год достигнет "нестыдных результатов". При этом особое внимание будет уделено созданию фильмов, анимации, театральных и цирковых представлений для детей. Будет отмечено 250-летие русского театра, особенно в лице Малого театра и Александринки.
А ведь еще в 2006 году придется преодолевать межцивилизационные коллизии, если не сказать "конфликты", пообещал Михаил Швыдкой. Для этого продолжится работа над Еврейским музеем, будет разработан проект "исламский мир" - особенно на примере северного ислама в России, веками уживающегося со славянской цивилизацией; плюс проект, посвященный самому славянскому миру (совместно со словенцами). А уже в конце марта этого года начнется подготовка к 65-летию Победы.