В правительстве создан департамент нацпроектов

Главной задачей нового департамента, по словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, станет координация работы министерств и ведомств в реализации приоритетных национальных проектов, а также контроль за выполнением сроков поручений, подготовка необходимой законодательной базы и нормативно-правовых документов. "Впервые мы пытаемся применить проектный принцип для решения наиболее острых задач, ориентированных на повышение качества жизни людей. Это требует от нас мобилизации и внимания к тем направлениям, которые президент определил как приоритетные", - заметил первый вице-премьер. Кандидатура главы нового департамента пока не определена и, скорее всего, будет объявлена лишь в конце недели. Но несмотря на то, что скамейка кандидатов довольно обширна, главным претендентом на роль фактически правой руки Дмитрия Медведева называют опытного аппаратчика, заместителя руководителя секретариата первого вице-премьера Илью Петрова. Кстати, ему, судя по всему, предстоит стать политической фигурой. Что касается численности нового департамента, то, по мнению правительственных источников "РГ", эта структура будет несколько больше обычного департамента (от 20 человек) и войдет в тройку самых крупных подразделений Белого дома. Не исключено, что в новом подразделении будут трудиться как минимум 50 человек.

Когда Владимир Путин решил укрепить правительство и предложил поработать в кабинете министров первым вице-премьером Дмитрию Медведеву, а Сергея Иванова - повысить до заместителя Михаила Фрадкова, президент довольно четко обозначил сферы их ответственности. Бывшему главе своей администрации Владимир Путин "отписал" национальные проекты, масштаб идеи которых, а соответственно и сложность реализации вряд ли имеют аналог в российской политике времен Путина. Тем не менее в процессе внутриправительственного распределения полномочий между вице-премьерами в задачи Дмитрия Медведева "затесались" и многие другие вопросы, никакого отношения к реализации нацпроектов не имеющие, но требующие постоянного внимания и контроля, в том числе и на "бумаге", круговорот которой вокруг стола Дмитрия Медведева превышал все допустимые "бюрократические" нормы. Секретариаты же вице-премьеров, созданные по образу и подобию премьерского, только меньшие по численности, вряд ли просто физически могли "переварить" весь этот объем. Хотя собственным примером Михаил Фрадков в течение февраля давал понять, что справляться с поставленными задачами можно и еще меньшими силами. В течение месяца премьер освободил от должностей четырех своих помощников. Белый дом покинули Борис Френкель, Александр Рыбас, Валерий Михайлов, а вскоре и Игорь Цыганенко.

Правда, помимо слегка поредевшего секретариата в запасе у премьера всегда есть аппарат правительства. И так уж сложилось еще задолго до Михаила Фрадкова, что эта структура играет довольно серьезную роль в кабинете министров. Во времена Михаила Касьянова аппарат и вовсе называли теневым правительством. И несмотря на попытки изменить эту ситуацию с помощью административной реформы, все-таки многое сохранилось. Достаточно вспомнить недавний конфликт заместителя руководителя аппарата правительства Михаила Копейкина с министром финансов Алексеем Кудриным, выплеснувшийся в публичную плоскость, а также многочисленные претензии министерств к излишне творческому подходу аппарата правительства к документам, поступающим из их ведомств.

Видимо, чтобы снять привычные упреки к аппарату в целом и наконец дать возможность Дмитрию Медведеву сконцентрироваться на реализации национальных проектов, и возникла идея об очередном изменении конструкции аппарата правительства. С одной стороны, как напоминание всем в Белом доме о конкретных задачах, поставленных перед первым заместителем главы кабинета министров, а с другой - как сигнал персонально аппарату правительства в его нынешнем составе подкорректировать методы своей работы и заниматься всем, кроме национальных проектов.

Впрочем, есть и другая точка зрения. Несмотря на то что фактически новый департамент внутри аппарата правительства будет находиться в прямом подчинении первого вице-премьера, его создание может сыграть первому вице-премьеру не на руку. С одной стороны, эта структура вроде бы "разгрузит" Дмитрия Медведева и даст возможность заняться тем, для чего он и был делегирован в Белый дом. Но с другой, создаст видимые условия для деятельности не только в области национальных проектов. И при желании за эту вторую, в общем-то, неосновную часть его работы с него всегда можно будет спросить по полной программе.

нацпроекты

При реализации национальных проектов государство столкнулось с административными издержками, которые приводят к срыву сроков и формальному подходу к нацпроектам. Об этом вчера заявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета по реализации приоритетных национальных проектов.

Виновных долго искать не пришлось. Медведев считает, что в ходе работы по нацпроектам "проявились родимые пятна российской бюрократии - слабая административная дисциплина, формальное выполнение и срыв сроков по данным поручениям; даже самые очевидные вопросы сегодня тонут в длительных процедурах согласований".

В качестве меры по решению извечной российской проблемы Медведев поручил региональным властям сформировать региональные сетевые графики по выполнению нацпроектов наподобие тех, которые сформированы на федеральном уровне. Первый вице-премьер напомнил, что по поручению президента до 20 февраля должно было завершиться заключение соглашений между федеральными министерствами и регионами по выполнению нацпроектов. Однако пока о подписании такого соглашения доложило лишь министерство здравоохранения и социального развития. Информация от других министерств еще вообще не поступила.

Ирина Омельченко