С наступлением 2006 года Россия приняла эстафету председательства в "Группе восьми". Мы хорошо понимаем, какая это серьезная работа и высокая ответственность. Впереди – не только большая организационная деятельность. Главное, нам предстоит ставить на обсуждение и совместно определять приоритетные и содержательные направления работы этого авторитетного форума. Форума, который вот уже более тридцати лет является одним из ключевых механизмов согласования подходов к решению важнейших проблем мирового развития.
Мы предложили партнерам сосредоточиться на трех серьезных и актуальных темах – глобальная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование. Эти приоритеты ориентированы на достижение понятной, как мы рассчитываем, для всех наших партнеров цели – повысить качество и уровень жизни людей, причем как нынешнего, так и будущих поколений.
* * *
Безусловно, одна из стратегических задач "Группы восьми" и международного сообщества в целом – создание надежной и всеобъемлющей системы энергетической безопасности. Глобальная энергетика сегодня – важнейшая реальная движущая сила социально-экономического прогресса. Именно поэтому она прямо влияет на благополучие миллиардов жителей планеты.
Мы намерены решительно добиваться того, чтобы при российском председательстве удалось выработать не только базовые подходы к преодолению текущих проблем в этой области, но и определить нашу согласованную политику на перспективу. Реальную угрозу глобальному энергоснабжению сегодня создает нестабильность на углеводородных рынках. В частности, увеличивается разрыв между спросом и предложением. Очевиден рост потребления энергоресурсов в странах Азии. Такая ситуация вызвана не только "перепадами" экономической конъюнктуры, но также целым рядом других причин, находящихся в плоскости политики и безопасности. Для "выравнивания" ситуации в этой сфере необходима скоординированная работа всего международного сообщества.
Отправной точкой нового подхода ведущих стран мира должно стать признание того, что поскольку энергетика стала глобальной, энергетическая безопасность неделима. Общая энергетическая судьба означает общую ответственность, общие риски и выгоды.
Считаем, что особенно важно сформировать стратегию достижения глобальной энергетической безопасности. В ее основу должны быть заложены принципы долгосрочного, надежного, экологически приемлемого энергоснабжения по обоснованным ценам, устраивающим как страны-экспортеры, так и потребителей. Кроме гармонизации интересов участников глобального энергетического взаимодействия предстоит определить практические меры по стабильному обеспечению мировой экономики традиционными видами энергоресурсов, более активному внедрению энергосберегающих программ и альтернативных источников энергии.
Сбалансированное и равномерное обеспечение энергией – это, без сомнения, один из факторов безопасного мира. Причем не только в настоящем, но и в будущем. И мы обязаны оставить нашим потомкам такую "архитектуру" мировой энергетики, которая сбережет их от конфликтов, от неконструктивных форм борьбы за энергообеспеченность. Поэтому так важно найти общие подходы к построению эффективной "энергетической базы" цивилизации на долгосрочную перспективу. В этой связи Россия выступает за более тесное объединение усилий "восьмерки" и всего международного сообщества в целях освоения инновационных технологий. Это могло бы стать первым этапом в создании технологической основы энергообеспечения человечества в будущем, когда энергетический потенциал в его нынешнем виде себя в целом исчерпает.
Укреплению глобальной энергетической безопасности также послужит разработка комплексного подхода к повышению энергоэффективности социально-экономического развития. Важные шаги на этом направлении были сделаны "Группой восьми" в прошлом году в Глениглсе. Речь идет прежде всего о принятии Плана действий, направленного на поощрение инноваций, энергосбережение и охрану окружающей среды. Мы считаем принципиально важным подключить к инициативам "Группы восьми" и, в частности, к выполнению документа, принятого в Глениглсе, страны, не входящие в "восьмерку", особенно быстрорастущие индустриализирующиеся государства.
В представлении большинства энергетическая безопасность в основном связана с интересами индустриально развитых стран. Однако нельзя забывать, что сегодня около 2 млрд. человек на планете не получают современных энергетических услуг. А многие даже не имеют возможности пользоваться электроэнергией. Им фактически закрыт доступ ко многим благам и достижениям цивилизации.
Энергетика сама по себе, разумеется, не решает проблему бедности. Вместе с тем недостаток энергоресурсов в тех или иных регионах существенно сдерживает экономический рост, а их нерациональное использование может привести к экологической катастрофе, причем далеко не локального, а глобального масштаба.
В последнее время эксперты активно обсуждают перспективы повышения энергопотребления в развивающихся странах за счет более активного использования нетрадиционных источников. И здесь особую актуальность приобретает помощь "Группы восьми" в создании и внедрении альтернативных энергоустановок.
В целом необходимо осознать и совместно признать, что в современном, очень взаимозависимом мире "энергетический эгоизм" – это тупиковый путь. А потому позиция России в области энергетической безопасности остается твердой и неизменной. По нашему глубокому убеждению, перераспределение энергии, исходя лишь из приоритетов небольшой группы наиболее развитых государств, не отвечает целям и задачам глобального развития. Мы будем стремиться к формированию такой системы энергетической безопасности, которая учитывала бы интересы всего мирового сообщества. Человечеству в целом достаточно сформировать сбалансированный потенциал, чтобы обеспечить устойчивое энергообеспечение всех государств, а международное сотрудничество открывает все возможности для этого.
* * *
На протяжении всей своей истории человечество вынуждено бороться с реальной угрозой своему выживанию – с угрозой распространения инфекционных заболеваний. Казалось бы, достигнутый прогресс вселяет надежду: повсеместно и окончательно ликвидирована оспа, на завершающую стадию выходит борьба с полиомиелитом. Однако и в наши дни мы сталкиваемся как со вспышками уже известных болезней, так и с такими новыми, чрезвычайно опасными недугами, как СПИД, экзотические вирусные геморрагические лихорадки, микроплазменные инфекции, птичий грипп. Инфекционные заболевания сегодня – причина каждой третьей смерти в мире. По мнению специалистов, вероятна угроза возникновения в ближайшие годы нового пандемического гриппа, который способен унести миллионы жизней.
Россия намерена предложить активизировать работу в этом направлении. В том числе – принять оперативный план действий "восьмерки" по борьбе с птичьим гриппом и предотвращению новой пандемии гриппа человека. В целом "Группа восьми" не может и не должна оставаться в стороне от столь масштабных проблем, как борьба с инфекционными заболеваниями. Существующая разница в развитии систем здравоохранения, а также неодинаковые финансовые возможности и научный потенциал для борьбы с эпидемиями лежат в основе неравномерного распределения глобальных ресурсов, направляемых на противодействие инфекциям.
Распространяясь с различной интенсивностью в разных регионах мира, инфекционные болезни, как индикатор, наглядно высвечивают социальные и экономические проблемы, усиливают социальное неравенство, способствуют дискриминации. Так, исключительно остра проблема людей, инфицированных ВИЧ и другими опасными болезнями, которые фактически становятся изгоями и помимо своего недуга сталкиваются с трудностями адаптации к полноценной жизни в обществе.
Еще один принципиальный момент. В последние годы человечество часто испытывает на себе разрушительную силу землетрясений, наводнений, цунами. Урбанизация, расширение транспортных сетей и промышленной инфраструктуры делают нас гораздо более уязвимыми к этим ударам стихии, чем раньше. Они наносят не только ощутимый ущерб экономике и социальной сфере. Самое страшное – это спровоцированные ими вспышки инфекционных болезней, которые уносят тысячи жизней. Поэтому еще одной приоритетной задачей считаем создание глобальной системы предупреждения и борьбы с эпидемиологическими последствиями стихийных бедствий.
Можно было бы подумать и о возможности формирования единой инфраструктуры, способной оперативно реагировать на возникновение и распространение эпидемий. Такая инфраструктура должна включать систему мониторинга, обмена информацией и научными методиками, способную оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.
Причиной многих массовых заболеваний являются и так называемые гуманитарные кризисы, связанные, в частности, с военными конфликтами. Как один из результатов – многократно возрастает угроза возникновения эпидемических очагов. Убежден, что "Группа восьми" в состоянии консолидировать международные усилия в разрешении подобных чрезвычайных ситуаций, придать мощный импульс многостороннему взаимодействию в этой области.
И конечно, "Группе восьми" необходимо и дальше содействовать наращиванию научного потенциала, объединять интеллектуальные и материальные ресурсы мирового сообщества для создания новых безопасных вакцин, перспективных высокочувствительных средств диагностики инфекционных болезней, проведения просветительских и профилактических программ.
* * *
Серьезного внимания заслуживают наши общие задачи в сфере образования. В постиндустриальном информационном обществе оно становится необходимым фактором жизненного успеха и значимым ресурсом экономического развития. Образование – один из важнейших факторов роста общественного самосознания, нравственных ценностей и укрепления демократии. Кроме того, по мере совершенствования технологий рынок труда отдает предпочтение все более квалифицированным специалистам, в результате постоянно повышаются требования к самой системе образования. Как следствие – изменяются ее цели и содержание. Сегодня человеку нужно уже не просто обладать определенной "суммой" знаний и навыков, необходимо быть готовым постоянно пополнять их, адаптировать к новым требованиям.
Доступ к глобальному информационному пространству в корне меняет сами образовательные методики. Происходит переход к непрерывному обучению. Складываются предпосылки формирования общего образовательного пространства. Конечно, эти тенденции набирают силу прежде всего в развитых странах. В то же время во многих государствах и регионах по-прежнему остро стоит проблема доступности даже начального образования. Мы рассматриваем это как настоящее "гуманитарное бедствие", как серьезную угрозу для мирового сообщества. Ведь массовая неграмотность – это питательная среда для идеологов межцивилизационного раскола, пропаганды ксенофобии, национального и религиозного экстремизма. В конечном счете – для международной террористической деятельности.
В связи с этим важно сформулировать более широкий и системный подход к образованию как в развивающихся странах, так и в мире в целом. В частности, для успешного решения проблемы занятости понятие "образование", по-видимому, должно включать в себя не только общую, но и профессионально-техническую подготовку, охватывая все уровни обучения – от начального до высшего.
В условиях растущей мобильности населения нашей планеты и устойчивого увеличения миграционных процессов особое значение имеет проблема "вхождения" в иную культурную среду. Очевидно, что именно образование способно обеспечить взаимную социальную адаптацию различных культурных, этнических и конфессиональных групп. Поэтому следует уделить особое внимание модернизации образовательных систем для решения этих задач как в развитых, так и в развивающихся странах.
Многие развивающиеся страны испытывают серьезные трудности с внедрением передовых методов образования и информационных технологий. В этой связи необходимо более продуктивно задействовать в сфере образования самые современные ресурсы, включая Интернет и другие новейшие средства распространения информации и знаний. Плодотворный разговор на эту тему состоялся в ноябре прошлого года в Тунисе в ходе второго этапа Всемирной встречи по информационному обществу, итоги которой мы внимательно анализируем и намерены использовать.
Россия готова содействовать объединению усилий мирового сообщества в повышении качества и совместимости требований к профессиональному образованию как ключевому условию использования и распространения инноваций. В этом заинтересованы все субъекты глобального экономического развития, международный рынок труда в целом. Открытость образовательных институтов к запросам высокотехнологичных секторов является необходимым условием конкурентоспособности национальных экономик.
* * *
Наряду с тремя обозначенными приоритетами повестки дня российского председательства в 2006 году в "Группе восьми" будет продолжена работа и по таким ключевым направлениям, как борьба с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения. В центре внимания "восьмерки" останутся проблемы содействия развитию, а также – предотвращения деградации природной среды, актуальные вопросы мировой экономики, финансов, торговли. И конечно, наши усилия, как и прежде, будут сконцентрированы на урегулировании региональных конфликтов, прежде всего на Ближнем Востоке и в Ираке, на стабилизации обстановки в Афганистане.
Мы хорошо понимаем, что ни одна страна-председатель не в состоянии предложить исчерпывающие ответы на обсуждаемые "Группой восьми" проблемы современного мира. Вместе с тем от саммита к саммиту в результате коллективной работы "восьмерка" обретает все более ясное видение этих проблем и стремится найти самые действенные подходы к их решению. Россия готова активно содействовать дальнейшему движению по этому пути. Преемственность и эволюция – вот девиз начинающегося российского председательства.
Справка "РГ"
Россия приглашалась на саммиты нынешней "большой восьмерки" задолго до официального принятия в 1997 году в Денвере. Прошло уже пятнадцать лет с тех пор, как в Лондон на саммит тогда еще "семерки" для рабочей встречи был приглашен Михаил Горбачев. Это был акт признания лидерами ведущих западных стран начала либерализации советской системы. Этим лидерам стало ясно, что и после окончания "холодной войны" международное значение России остается столь важным, что обсуждение и решение глобальных проблем без ее участия невозможно.
Борис Ельцин побывал на саммитах "семерки" в Мюнхене в 1992 году и в Токио в 1993 году. Встреча в Неаполе в 1994 году состояла из двух частей: сперва заседала "семерка", а потом с участием президента России, пусть еще неформальная, но уже "восьмерка". И заявление было принято от имени "восьмерки". Но тогда и сложился ограниченный формат российского участия, при котором на обсуждение экономических проблем Россию не приглашали.
Эксперты отмечают особую важность для России саммита 1995 года, который состоялся в Галифаксе. Тогда были созданы механизмы сотрудничества, рабочие группы по нераспространению оружия массового уничтожения, борьбе с терроризмом и организованной преступностью.
Летом этого года в Петербурге состоится саммит "восьмерки" под председательством России. Но это не первая в формате именно саммита встреча лидеров "восьмерки" на территории нашей страны. В Галифаксе Борис Ельцин предложил главам семи стран провести в 1996 году в Москве специальный саммит, посвященный вопросам ядерной безопасности. И этот саммит состоялся под председательством российского и французского президентов. В Москве были приняты важные решения, касающиеся предотвращения незаконного оборота ядерных материалов и надежной эксплуатации АЭС.
К своему председательству в "большой восьмерке" Россия подошла с большим опытом участия в работе этой неформальной организации, приобретя вкус к обсуждению и участию в решении проблем глобального значения. Так, на саммите 1999 года в Кельне Россия выдвинула несколько важных инициатив, среди которых "Концепция мира в XXI веке", "О правовых аспектах применения силы в международных отношениях в условиях глобализации" и др. В 1999 году в Москве в формате "восьмерки", представленной министрами, прошла конференция, посвященная борьбе с международной организованной преступностью.
В 2000 году в Окинаве президент Владимир Путин выступил по проблемам борьбы с международным терроризмом, представленным тогда афганскими талибами. Президент России привлек внимание лидеров "восьмерки" к вопросам интеграции нашей страны в мировую экономику и обеспечения информационной безопасности.
На саммитах 2001–2005 годов "восьмерка" обсуждала принципы устойчивого развития, глобального партнерства против распространения оружия массового уничтожения, борьбы с терроризмом – создание группы контртеррористических действий, – сотрудничества в важнейших направлениях научно-технического прогресса и многие другие проблемы. Можно утверждать, что каждый саммит "большой восьмерки", укрепляя деловые отношения между странами-участниками, укрепляет и отношения политические. Возникает, в частности, понимание, что мировая шахматная доска, неуравновешенная Россией, опасно наклоняется, а фигуры игроков теряют устойчивость. За время, прошедшее после выступления Михаила Горбачева на саммите в Лондоне в 1991 году, Россия прошла путь от наблюдателя и полноправного участника до председателя – "хозяина" саммита, и в этом году принимает, организует и координирует работу "большой восьмерки".
Подготовил Михаил Маргелов,
глава Комитета Совета Федерации
Федерального Собрания РФ
по международным делам