Расходы бюджета в 2007 и 2008 году резко вырастут

Львиная доля дополнительных средств доходной части федерального бюджета пойдет на инвестиционные проекты (194 миллиарда рублей в 2007 году и 133 миллиарда рублей в 2008 году) и на увеличение расходов на национальные проекты (36,6 миллиарда рублей в 2007 году и 38,3 миллиарда рублей в 2008 году). Кое-что перепадет и бюджетникам: на индексацию тарифных ставок будет направлено 13,2 миллиарда рублей в 2007 году и 8,9 миллиарда рублей в 2008 году. Ну а федеральный бюджет-2006 уже утвержден и, вопреки звучавшим в начале этого года предположениям, пересматриваться не будет.

Очень важно отметить, что помимо этих денег в бюджетах 2006 года уже заложено 69 миллиардов рублей на финансирование проектов Инвестфонда и есть решение правительства о выделении 76 миллиардов рублей в 2007-м и 73 миллиардов рублей в 2008 году на эти же цели.

Причиной изыскания дополнительных денег стал в очередной раз пересмотренный прогноз цен на нефть. Если еще год назад в проекте финансового плана на 2006-2008 годы фигурировал прогноз в 40 долларов за баррель Urals в 2007 году и 35 долларов в 2008 году, то в декабре прошлого года каждая из этих цифр подросла на 5 долларов.

А 1 марта правительственная комиссия "затвердила" прогноз в 46 долларов на оба "дискуссионных" года.

При этом цена отсечения в Стабфонд, как известно, уже изменена с 20 до 27 долларов за баррель, что и обусловило "вал" дополнительных доходов. Тем более что курс рубля, согласно минфину, в эти годы практически не претерпит изменений: в 2007 году финансовые власти намерены удержать курс доллара в пределах 27,9 рубля, в 2008 году - 28 рублей.

Очевидно, что в этих условиях главным стало распределение этих средств, но с учетом опасности разгона инфляции, что всегда было основным опасением минфина. Можно вспомнить, что в прошлом месяце минэкономразвития резко повысило прогноз стоимости российской нефти на текущий год - до 51 доллара за баррель. Из 560 миллиардов рублей дополнительных доходов огромная их часть попадает в Стабфонд, а в бюджет - около 46 миллиардов рублей. Таким образом, инфляционные риски снижаются, и в то же время остается инвестиционная составляющая, на которой настаивало минэкономразвития в течение всего обсуждения финплана. Кстати, объем Стабфонда к концу этого года перевалит за 2 триллиона рублей, а к концу действия принятой финансовой "трехлетки" - за 4 триллиона рублей.

Другой стороной компромисса стала корректировка роста ВВП. Глава минэкономразвития Герман Греф много раз связывал возможность удвоения ВВП с существенным наращиванием госинвестиций. При условии укрепления рубля в заявленных границах рост ВВП должен составить 5,7 процента в 2007 году и 5,9 процента в 2008 году.

   компетентно

Евсей Гурвич, руководитель экономической экспертной группы:

- Ключевые изменения, которые были внесены в перспективный финансовый план на 2006-2008 годы, можно рассматривать как переход от консервативных принципов бюджетного планирования к реалистичным. До сих пор у нас фактические доходы федерального бюджета значительно превосходили прогнозные, но консервативный подход позволял в условиях резкого колебания внешнеэкономической конъюнктуры сохранять макроэкономическую стабильность. Сейчас утвержденное повышение дополнительных расходов бюджета, скорее всего, будет обеспечено доходами от экспорта нефти. Но, что очень важно, не будет обеспечено собственными ресурсами: для этого нужен рост импорта. А он, в свою очередь, связан с серьезным укреплением рубля. Нужно еще учесть, что цена отсечения в Стабфонд уже повышена до 27 долларов за баррель, что в условиях 2006 года уже дает дополнительные расходы бюджета.

На мой взгляд, предусмотренное сейчас увеличение расходов требует корректировки курса национальной валюты до уровня ниже 27 рублей за доллар, а не заявленного в документе поддержания стабильного номинального курса. В этом я вижу несостыковку различных элементов общей макроэкономической политики. Если Центробанк не пойдет на серьезное укрепление рубля, то это чревато увеличением инфляции, что обесценит дополнительно выделенные средства. Положительным же элементом принятых решений является то, что большая часть денег пойдет на инвестпрограммы. Сейчас в стране недостаток производственных мощностей, что сдерживает внутреннее предложение. Но при этом я не уверен, что есть достаточный запас проработанных инвестиционных проектов, особенно реализуемых совместно с бизнесом в рамках государственно-частного партнерства. Такие проекты требуют много времени на их подготовку, а особенно на согласование интересов государства и частного капитала.