78-я оскаровская церемония шла на изумление уныло, но под финал взорвалась сенсацией. Оказались опрокинутыми все прогнозы, поставлена под сомнение точность оракулов типа «Золотой глобус» или BAFTA, которые единодушно назвали фильмом года гей-вестерн «Горбатая гора». Эта картина уверенно пробежала почти всю дистанцию, и привыкший к овациям режиссер Энг Ли уже приподнялся в кресле, чтобы пойти за своим «Оскаром», когда Джек Николсон вдруг назвал лучшей картину, замыкавшую пятерку лидеров, - «Столкновение».
Великих фильмов в кино не снимают уже много лет. Вот и нынешняя плеяда номинантов — собрание ровных середнячков, крепких, профессиональных и, слава богу, небессмысленных. Это отразилось и в раскладе премий: лидера нет, зато у четырех лент по три «Оскара»: «Столкновение» (оригинальный сценарий, монтаж и «лучший фильм»), «Горбатая гора» (сценарий на основе литературного первоисточника, музыка и режиссура), «Мемуары гейши» (костюмы, художник и оператор), «Кинг-Конг» (монтаж звука, звуковые эффекты, спецэффекты). Это отразилось даже в том, что — редчайший случай в истории «Оскара»! — лучший режиссер не удостоился премии за лучший фильм. Подобные казусы мучили менеджеров всех кинотеатральных премий: как это может быть, чтобы лучший фильм, да без лучшей режиссуры! Есть в этом парадокс, но премии и логика — вещи несовместные.
«Столкновение» — режиссерский дебют Пола Хэггиса, который известен как сценарист «Малышки на миллион долларов». Картина покушается на главный миф США — о стране торжествующей политкорректности. Плавильный котел рас и наций предстает в ней пестротой кож и языков, смесью американского рэпа и заунывных этнических песнопений. Этот котел бурлит неприязнью: людей бесит разноголосица традиций и предрассудков, непохожий кажется тупицей, иной цвет кожи — знаком опасности. Котел может взорваться в любую минуту. В фильме нет главных героев — он сплетен из многих историй. О двух черных воришках, у одного из которых брат — большой полицейский начальник. О темнокожем телережиссере и его белой жене, почти изнасилованной у него на глазах озверевшим копом. Об иранском эмигранте, который не смог уберечь дом от грабежа. О полицейском, который днем патрулирует, а ночью сидит с больным отцом. Вчера незнакомые люди пересекаются, и любая встреча может роковым образом сказаться на судьбе, и если куплен пистолет — он выстрелит. В сюжете есть преступления, унижения, убийства, но нет злодеев: вчерашний насильник завтра может стать спасителем. Автор хочет понять каждого, с точки зрения каждого увидеть происходящее. Люди поступают так, потому что их вынудили: обстоятельства, социальные условия или общественная атмосфера. Они живут на грани нервного срыва и плачут, бессильные что-нибудь изменить или хотя бы понять. Это редкий случай того, что называют ансамблевым кино. В фильме много звезд — Сандра Баллок, Брендан Фрэйзер, Дон Чидл, Мэтт Дилон, Райан Филипп. Каждый расценивает свое участие в нем как поступок и послание зрителю в надежде достучаться, научить принять на себя чужую боль, а чужое унижение ощутить как собственное.