Внешне проект преследует вполне актуальную цель - решить некоторые слабоотрегулированные вопросы обращения государственных и муниципальных облигаций. В частности, несколько упростить бюрократические процедуры при регистрации условий эмиссии ценных бумаг. Для этого в законопроекте четко прописаны условия, при которых регулирующий орган, то есть Минфин России, будет обязан или дать добро на эмиссию, или отказать. Он больше не сможет, как порой происходит сейчас, затягивать на довольно продолжительное время рассмотрение заявок регионов и муниципалитетов на эмиссию облигаций.
Москва как крупнейший эмитент в таком случае сможет более оперативно решать вопросы управления своими облигационными займами, что позволит ей повысить эффективность заемной политики.
Дело, однако, в другом. В документе установлено всего два основания для отказа в регистрации условий эмиссии, столько же - для отказа в согласовании объема эмиссии облигаций и лишь три условия, которым должен удовлетворять эмитент субфедеральных ценных бумаг. Не вызывает никаких сомнений, что этого совершенно недостаточно для отсечения от рынка ненадежных эмитентов.
Если названные позиции серьезно не расширить, то есть если не прописать детально все нюансы финансового состояния эмитента, которого не следует допускать до рынка ценных бумаг, то существенно облегчатся условия доступа к займам не только Москвы, но и других регионов, большинство из которых, однако, не обладают такой финансовой устойчивостью, как столица. С другой стороны, регулирующий орган потеряет рычаги контроля над эмиссионной активностью территорий и будет вынужден, исполняя новый закон, пропускать на финансовый рынок некачественные бумаги.
В настоящее время минфин не допускает этого, используя неполную регламентированность норм законодательства. В новых условиях эффективность работы некоторых эмитентов со своими ценными бумагами (Москвы, Петербурга, Красноярского края и ряда других регионов) повысится, но в целом доверие к отрасли субфедеральных ценных бумаг упадет. Еще раз повторюсь, потому что наравне с высококлассными заемщиками на рынок относительно легко смогут выйти и финансово неустойчивые. Им будет достаточно удовлетворять нескольким относительно простым требованиям.
Причем, что примечательно, московские бумаги - инициатора законопроекта - при таком раскладе скорее всего не пострадают (из-за высокой степени финансовой устойчивости Москвы). Но в результате потери доверия к отрасли в целом остальные эмитенты вполне могут проиграть - доходность их бумаг вырастет.