Осенью на экраны должен выйти одноименный фильм, который снимает все тот же Серебренников.
Кирилл Серебренников | Это будет не спектакль, перенесенный на пленку, а вполне самостоятельная работа. Драматурги перевели пьесу на киноязык, написали новые эпизоды. Артисты почти все другие. И образ главного героя будет совершенно иной. Хотя основные персонажи, идеи, диалоги сохранятся. Почему мы решили сделать из той же пьесы кино? Да потому, что это один из немногих текстов современной драматургии, который исследует проблему нынешнего молодого героя.
Авторы картины сходятся на том, что по жанру это будет комедия, но каждый добавляет: либо "черная", либо - с элементами драмы, либо - абсурда. Хотя герои трудятся в милиции, а много ли в ее работе смешного? Или в том, что один из них, Валентин, изображает на следственных экспериментах жертв подлинных преступлений и при этом сам комплексует по поводу загадочной смерти родного отца?
Подозревая в причастности к ней мать и дядю, он в конце концов поступает с ними так, как якобы они поступили с его отцом.
Юрий Чурсин, актер | Сегодня у многих молодых людей произошло искажение сознания. У них стерлась разница между реальной жизнью и виртуальным миром. И человек периодически не совсем понимает, где он находится на самом деле и что он делает...
Олег Пресняков, драматург | Эта пьеса идет во многих европейских странах. Причина, я думаю, в том, что в ней есть попытка разобраться в том, что происходит сегодня с человеком. Попытка художественная, то есть не огрубленная, она не разрушает границу между искусством и жизнью. Есть дистанция, которая создает для зрителей условия, чтобы подумать, извлечь из этого опыта какой-то урок. Сейчас бывает очень трудно понять молодого человека - чем он живет, о чем думает. Мы попытались это сделать, ориентируясь прежде всего на свой опыт.
Валентина, загадочного и отнюдь не примерного мальчика, играет дебютант в кино, актер МХТ Юрий Чурсин. В спектакле он не играет, хотя смотрел его дважды. Правда, до приглашения на роль в кино. А вот тем членам съемочной группы, которые не видели театральную версию, Серебренников не разрешил наверстывать упущенное. Видимо, чтобы не обезьянничали. Задача у Чурсина не из легких - его героя режиссер рассматривает как Гамлета наших дней.
Кирилл Серебренников | Как Гамлет, он чувствует несовершенство времени. Он чувствует, что расщелина расколовшегося мира прошла через него персонально. Эти вибрации, эти тектонические сдвиги проходят через его душу, сердце, судьбу. Поэтому он хочет спрятаться от мира, скрыться с помощью определенных технологий, которыми владеет только этот Валя. Конечно, все это грустно. Но наш фильм - комедия.
Я попала на съемки финального эпизода картины. По сценарию местом действия была квартира главного героя. А наяву - первый от Кремля жилой подъезд на Мясницкой, 13. Дом расселяли, и большинство жильцов уже переехали, а оставшиеся небескорыстно мирились с кутерьмой, устроенной киношниками. Отношения не сложились только с котом Цезарем, умудрившимся втихаря пометить привезенную аппаратуру, отчего та стала барахлить. Впрочем, несмотря на козни Цезаря, фильм успели снять вовремя. Всего за 21 день.
Серебренников | Группа потрясающая. Мы трудились по 20 часов в сутки, и только при таком режиме нам удалось уложиться в отведенный срок. Я бы сравнил это с полетом в космос или со спуском на подводной лодке. Вот закрылись, сняли, и пока не сняли, не вышли на свободу.
Сотрудничество режиссера с братьями Пресняковыми началось еще в 2001 году и увенчалось двумя громкими постановками "Терроризм" и "Изображая жертву" на сцене МХТ. Похоже, они "одной крови" не только в творчестве.
Серебренников | Мы - братья. Да-да, в буквальном смысле. Они из Екатеринбурга, но у нас есть родство. Мы совершенно случайно, чудом нашли этих родственников.
Серебренников начал ставить пьесу братьев Пресняковых, и выяснилось, что у них общие тети, дяди. В итоге родственный творческий дуэт перерос в трио.
Олег Пресняков | К книжке пьес, которую мы недавно выпустили, Кирилл написал предисловие, которое так и озаглавил "Про родственников". Мы надеемся, что эта родственная связь ощущается и в том, что мы делаем в творчестве. Сейчас пробуем себя в качестве актеров - такой у нас эксперимент. С помощью кино немножко раздвигаем границы собственной пьесы, чтобы пожить в ней внутри. Главный герой нашел для себя любопытную нишу - изображать жертв. Такая экзистенциальная судьба человеческая. И мы в этой роли тоже себя пробуем.
Из актеров, занятых в спектакле, в фильм перешли Марина Голуб, играющая мать, и Виталий Хаев. На сцене он исполняет две роли: Капитана милиции и Призрака отца, который является главному герою. В кино потусторонние события предстанут в виде анимации (это будет мультимедийный проект), и Хаеву здесь оставили одну роль. Зато в ней есть такой эмоциональный монолог про нашу сегодняшнюю жизнь, что мурашки бегут по коже.
Виталий Хаев | Ужас в том, что мы даже не замечаем, как живем. Мы привыкли к унижению, хамству, поборам, взяткам... И эта цепочка привыкания порождает неких чудовищ в нравственном смысле. Мы как будто в броне ходим постоянно. А Пресняковы вскрывают эту броню и показывают, что нормальный, в принципе нравственный человек в такой социальной атмосфере задыхается. Мой герой работает в милиции. И сумма накопленных им там негативных эмоций достигла критической массы. И однажды он взрывается монологом, состоящим из 85 нелитературных слов. Нет, это не монолог с матом. Это вопль о том, что у него, ну, все рушится в сознании и дальше накапливать "отрицаловку", которую капитан постоянно видит, он больше не в состоянии.
Будущая картина - первый продюсерский проект Натальи Мокрицкой, которая убеждена, что Серебренников, знающий секрет зрительского успеха в театре, способен делать хиты и в кино.
Наталья Мокрицкая | Пора прекращать изображать жертвы, потому что мы - великая страна, и в ней очень талантливые люди. Мы на самом деле не жертвы, мы - герои. И вот это ощущение, что мы живем в сложной стране, но великой, после фильма должно остаться у каждого зрителя.